Как пишет Эксперт, рост экспорта российского угля опережает расширение специализированных мощностей по перевалке, что приводит к использованию неспециализированных терминалов и ухудшает экологическую обстановку в ряде портовых городов России. Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев в комментарии изданию представил путь решения проблемы на основе применения принципов наилучших доступных технологий (НДТ).
"Проблема ухудшения экологической обстановки в ряде портов требует системного и комплексного решения, учитывающего как вопросы защиты окружающей среды, так и реальные технологические и экономические возможности, имеющиеся сегодня в секторе перевалки угля, а также современные регуляторные практики. Таким решением может стать переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Необходимо определить и систематизировать имеющиеся технологии и решения в данной сфере, оценить их применимость, в том числе для конкретных условий: неспециализированный порт вблизи жилой застройки должен использовать иные, возможно, более затратные технологии и оборудование по сравнению со специализированным угольным терминалом, находящимся в десятках километров от ближайшего населенного пункта.
В рамках перехода на НДТ осуществляется разработка информационно-технических справочников, которые включают в себя перечень НДТ по той или иной группе технологий. Основными механизмами управления природопользованием должны стать меры экономического стимулирования, направленные на создание таких условий, в которых рациональное природопользование поощряется (например, через освобождение от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) после внедрения НДТ в пределах технологических нормативов), а нерациональное — подвергается наказанию в виде многократного повышения коэффициентов платы за НВОС (подробнее про НДТ в угольной промышленности читайте в статье экспертов ИПЕМ).
Портам, как это происходит в других сферах, необходимо дать разумное время для перехода на НДТ. При этом, конечно, без разработанного и утвержденного регулирующим органом плана перехода к НДТ никакой хозяйствующий субъект не сможет получить комплексное экологическое разрешение, необходимое для продолжения работы. Дальше уже экономика расставит все по своим местам, вернее перераспределит экспортные потоки угля по российским портам в соответствии с их технико-экономическими возможностями, в том числе по соблюдению соответствующих экологических стандартов".
Статья «Угольная пыль раздора» с кратким комментарием эксперта ИПЕМ доступна по ссылке.
21 мая, 2018
Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!
Также по теме:
- Погрузка ОАО "РЖД": тренд на рекорд за 10 лет, А. Слободяник, 8 мая, 2018
- Экономику нагружают казахстанским углем, Коммерсант, 10 апреля, 2018
- Прирост угля в неспециализированных портах не соответствует экологическим нормам, В. Савчук, РЖД-Партнер, 2 апреля, 2018
- ИПЕМ: Создание специализированных угольных терминалов является условием для успешного развития железных дорог, В. Савчук, PortNews, 2 апреля, 2018
- Проблемы государственного контроля и эффективности малых портов России, В. Савчук, 27 марта, 2018
- О разработке справочника НДТ «Добыча и обогащение угля», А.В. Григорьев, Е.Н. Рудаков, А.М. Фадеев, М.В. Доброхотова, И.С. Курошев, Наилучшие доступные технологии. Применение в различных отраслях промышленности, 5 июля, 2017