21 мая 1809 года началась не слишком известная у нас Аспер-Эсслингская битва… между тем, именно эти два селения в десятке километров от Вены станут настоящим «местом боевой славы австрийской армии» – а само упомянутое сражение Пятой антифранцузской коалиции войдёт в историю как первая крупная неудача Наполеона… (Надо сказать, кампанию он всё равно вскоре выиграет – потому впечатление окажется сильно смазанным… Не забудем и о другой стороне Бонапартова гения – как говорил этот мастер пиара: «Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия»… из его «Бюллетеней» народ узнавал ровно то, что следовало!.. Например, через три с небольшим года после этих событий (и за пару дней до того, как покинуть в России остатки Великой армии) Наполеон отчитается: «Здравие Его Величества находится в самом лучшем состоянии». Но мы забежали вперёд…
…Итак – две предыдущие Коалиции завершились сначала разгромом русско-австрийских – а затем русско-прусских сил; после чего все упомянутые державы с изрядными потерями выбыли из борьбы – а Наполеон направится на Пиренеи… При этом, в событиях 1806–1807 гг. Австрия не участвовала – и, воспользовавшись передышкой, новоиспечённый генералиссимус эрцгерцог Карл успеет существенно модернизировать вверенную ему армию – к началу 1809-го она превысила шестьсот тысяч!.. Разумеется, от императора французов эти экзерциции не ускользнут – рассеяв испанцев, он возвращается… Тем временем, в начале апреля 1809-го австрийцы объявляют Франции войну – и вторгаются в Баварию…
…После целого ряда сражений и других событий Наполеон вытесняет противника на левый берег Дуная и повторно занимает Вену… однако, императору не терпится добить врага!.. Со второй попытки местом переправы был выбран остров Лобау, разделяющий реку – невзирая на прибывающую воду, французские сапёры возводят несколько мостов (сначала с правого берега на остров – затем далее) – и утром 21-го около сорока тысяч солдат занимают упомянутые селения. Только после этого эрцгерцог, ранее спокойно выжидавший, приказывает атаковать. (Сил у него было примерно вдвое больше).
…Сражение завязалось жесточайшее – причём, Асперном овладеют австрийцы, а Эсслинг французам удалось удержать. (Командовавший обороной Жан Буде будет за это удостоен графского титула… увы – Фортуна переменчива! Буквально через полтора месяца сорокалетний генерал оплошает в другом бою, получит взбучку от императора – и от огорчения покончит с собой…) Итак – к исходу дня противники оставляют за собой по напрочь разрушенной деревушке – при этом, невзирая на постоянное обрушение мостов (помимо бурного Дуная этому способствовала австрийская артиллерия)… так вот – невзирая на все трудности, к утру 22-го Наполеон располагает на левом берегу уже семьюдесятью тысячами – против ста с чем-то тысяч австрийцев. (Правда, в артиллерии перевес Карла остаётся почти трёхкратным).
…С рассветом битва возобновится – французы атакуют Асперн; австрийцы стоят насмерть… (Правда, не всегда – но тут их ведёт в контратаку сам эрцгерцог со знаменем в руках… прямо-таки, как князь Болконский – и с куда более убедительным результатом!..) Французам повезло меньше – пал маршал Ланн. (Ядро раздробило Роланду французской армии обе ноги. Спустя неделю с небольшим он умрёт от гангрены, горько оплакиваемый императором и всей армией… потерю усугубит наступившее перед этим улучшение – обрадованный Наполеон уже решит, что «герцог Монтенбло отделается деревянной ногой»; с меркой для протеза опоздают на считанные часы...)
…В течение дня злосчастный Асперн десяток раз переходит из рук в руки – однако, решающего успеха не удаётся достичь ни одной из сторон… Возможно, дело продолжилось бы до, что называется, «полного взаимоистребления» – но к исходу дня понтоны в очередной раз не выдержат напора вод и пальбы австрийцев… Оказавшись отрезанным от Лобау (а значит – подкреплений и припасов) – Наполеон принимает нелёгкое решение оставить левый берег… в темноте французы начинают отход; выдохшиеся австрийцы их не преследуют…
P.S. …Таким образом, потеряв по двадцать с лишним тысяч человек (из них более шести тысяч с каждой стороны – убитыми), обе потрёпанные армии окажутся на исходных позициях… Наполеон поспешит заявить, что отступил «добровольно» – однако сам по себе этот необычный исход сражения получит негативный резонанс…
P.P.S. …хотя и недолгий – уже в июле Бонапарт победит в ещё более упорной (и тоже двухдневной) битве при Ваграме – и Карл запросит мира. Примечательно, что по Шёнбруннскому договору наш Александр I (а он после Тильзита состоял в союзниках Франции – и даже объявил Австрии войну, прислав двадцатитысячный корпус, и без боя заняв Краков с частью Волыни)… так вот – Россия получит от признательного Наполеона немаленький Тарнопольский округ, но согласится вернуть его австрийцам в 1815-м… Впрочем, это – совсем другая история.