Биография Александра Николаевича Вертинского напоминает захватывающий приключенческий роман, она на редкость авантюрна, хотя авантюристом Вертинский никогда не был. В рамках музыкального канала в формате короткой статьи для неё просто не хватит места и времени. Александр Николаевич умудрился поучаствовать во стольких фрагментах истории и обладал такими многочисленными талантами, что сразу приходит на ум фраза Достоевского: "Широк, до чего же широк человек, я бы сузил".
Поэтому ничего не остаётся, как в телеграфном стиле описать основные вехи и остановиться чуть подробнее на музыкальном аспекте.
Вертинский родился в Киеве в 1889 году и учился в Первой гимназии, в которой примерно в это же время учились Булгаков, Паустовский, Луначарский, террорист Багров - специфическое было заведение. Впрочем Сашу вышибли из него через два года за неуспеваемость. В начале ХХ века он уже писал небольшие декадентские рассказики, подрабатывал в театре и менял работы, как перчатки. В это время он познакомился с местной богемой - поэтом Кузминым, художниками Малевичем и Шагалом.
В 1913 году в поисках удачи Вертинский уехал в Москву, где пытался поступить во МХАТ, но его на просмотре завалил Станиславский за дикцию (за ту самую картавость, которая придала ему шарма в песнях). Тем не менее, в клубах и салонах он познакомился с Маяковским и Северяниным. Именно поэзоконцерты футуриста Игоря Северянина натолкнули Вертинского на идею собственных выступлений - то есть, как и в Библии всё началось со слова.
Вертинский подготовил свою программу и принёс её в Театр Миниатюр, где под патронажем купца Мамонтова творили музыкальные импрессионисты. Началась Первая Мировая, Вертинский пошёл добровольцем на фронт в санитарный поезд, был ранен и вернулся уже в другой театр - Театр Арцыбашева с новой программой.
За скобками оставим, что всё это время Вертинский успевал сниматься в первых кинофильмах, благо кинопроцесс тогда был скоротечный. И именно он вытащил Веру Холодную в ведущие актрисы немого кино
Тут, в 1915 году, собственно и начинается Вертинский, которого мы знаем. Новую программу он назвал "Песни Пьеро", сам выходил в образе этого персонажа - сначала бал Белый Пьеро, позже Чёрный Пьеро - и выступал практически с собственным репертуаром
В чём же секрет успеха Александра Николаевича - да ещё на протяжении 100 лет? Конечно составляющих много - удачный образ, талантливые декадентские стихи, сама идея выступления в костюме с номерами на сцене - но это всё составляющие многих исполнителей любой эпохи. начиная со скоморохов. А вот музыкальный дар Вертинского, несомненный талант мелодиста, возможность аранжировать его мелодии, как угодно - от сольного фортепиано до полного оркестра. Именно это и запоминается в первую очередь. Мелодия.
К ней уже добавляется его манерность и грассирование, экзотические тексты, всплывает в голове образ Лунного Пьеро - и рисуется для нас полный срез богемной среды декадентского разлива 10-х годов ХХ века. Картинка встаёт, как живая. Эту картинку использовали в кинематографе во множестве советских фильмов - от фильма "Бег" до "Место встречи изменить нельзя".
Высоцкий поёт Лилового Негра (песня, посвящённая Вере Холодной)
Дальше пробегусь быстро по этапам:
- 1919-1920 годы - гастроли по югу России и эмиграция (случайная, по признанию самого Вертинского) из Севастополя с остатками армии Врангеля
- 1921-1925 - Константинополь, Румыния, Польша, Берлин - из Румынии и Польши депортирован, как "советский шпион"
- 1925-1933 Париж. Близкое знакомство (дальше список, вызывающий оторопь) с Чарли Чаплиным, Гретой Гарбо, Марлен Дитрих, балеринами Тамарой Карсавиной и Анной Павловой, актёром Мозжухиным и Фёдором Шаляпиным. Тут очередной всплеск творчества, тут написано много знаменитых песен "Концерт Сарасате", "Piccolo Bambino" и моя любимая - "Жёлтый Ангел" с абсолютно психологическим текстом и великолепной музыкой
- 1934 - Палестина
- 1935 - Сан-Франциско и Голливуд по приглашению Марлен Дитрих
- 1936 - 1943 Китай. Харбин и Шанхай - тут Вертинский попадает в японскую оккупацию, что не позволяет ему выехать и женится на Лидии Циргвава (будущая Анидаг из любимого детского фильма "В Королевстве Кривых Зеркал")
- 1943 - наконец-то Александру Николаевичу удаётся вернуться на Родину по личной визе Сталина. Поселяется он в гостинице Метрополь
Дальше успешная карьера - бесконечные концерты по всей стране, съёмки в кино, получение Сталинской премии в 1951 году за роль в фильме "Заговор обречённых" и смерть от инфаркта на гастролях в гостинице "Астория" в Ленинграде в 1957 году.
Так вот ещё раз о песнях Александра Николаевича Вертинского. Таланта мелодиста мало, иначе получится обычный шлягер - легко пришёл/легко ушёл. Секрет Вертинского в том, что среди пафосных, но лёгких мелодий часто появляется нечто более серьёзное, у Александра Николаевича есть чувство несомненной классической школы. То же самое касается его стихов - в декадентстких банановых лианах и сиреневых манто сингапурских джунглей у него часто возникают очень и очень серьёзные творения "о вечном"
Например вот это, в исполнении Боба Гребенщикова:
Вертинский уникален. У него нет предшественников и нет последователей. Он создал свой собственный красочный мир, который не надо пытаться воспроизвести
PS. Ставьте лайки, если дочитали сей опус и он хоть немного понравился. Заранее очень благодарен.