В одном из отделений Сбербанка в Свердловской области работала консультант Татьяна Немцева. Девушка дежурила у платёжных терминалов, чтобы помогать клиентам. Таких консультантов вы, конечно, видели не раз. Их обычно просят помочь с подключением автоплатежа по ЖКХ или мобильного банка.
Девушка давно заметила, что клиенты очень наивны: ничего не умеют и даже не знают, что свой ПИН-код нельзя никому называть. Ей они свои ПИН-коды называли, даже не задумываясь о безопасности.
Люди заворожённо смотрели, как пальцы консультанта быстро летают по экрану терминала, подключая одну услугу, отключая вторую, вводя коды, логины, пароли. И эти несложные действия казались многим клиентам высоким мастерством — ведь сами они не смогли бы справиться и за час.
6 марта 2017 года Немцева впервые воспользовалась наивностью клиентки. Ловким движением руки, пока та стояла рядом, консультант перевела с её карты на свою собственную 400 рублей.
На следующий день Немцева обокрала уже двух клиенток — на 700 и 600 рублей. А всего она, почувствовав безнаказанность, обманула таким образом 39 клиентов, переведя на свою карту в общей сложности 60 тыс. рублей.
Все эти люди стояли рядом с консультантом — в здравом уме, с открытыми глазами, а многие, наверняка, и с высшим образованием в багаже. Они смотрели, как их обворовывают, и ничего не видели. Девушку в итоге приговорили к шести месяцам лишения свободы условно.
На примере главного банка страны (Сбербанк занимает первое место по активам, по вкладам и кредитам) Лайф рассказывает, как обезопасить себя от банковских оборотней — мошенников в форме сотрудников.
ПИН-код — это как зубная щётка
— Элементарные основы финансовой грамотности: ПИН-код никому, включая сотрудников банка, нельзя называть. Потому что он и не нужен банковским сотрудникам для работы: если им понадобится, например, заблокировать карту, они и так могут это сделать. ПИН-код — это как зубная щётка, он должен быть только ваш, — сказал независимый экономический эксперт Антон Шабанов.
В апреле 2018 года Кировский суд Ростова-на-Дону приговорил операциониста Сбербанка Манука Манукяна к полутора годам лишения свободы. Он обслуживал клиента, тот ушёл, забыв свою карточку. В материалах дела говорится, что операционист знал ПИН-код (поскольку работал с клиентом). Сотрудник списал с карты и с привязанных к ней вкладов 1,2 млн рублей.
Тут речь идёт о двойной неосмотрительности клиента — мало того что ПИН-код назвал, так ещё и карту забыл. Потом, конечно, спохватился. И помогли ему камеры — они установлены во всех отделениях. Видеозапись и была главным доказательством: видно, как сотрудник присваивает себе карточку.
Если с вашей карты кто-то снял деньги, нужно сразу же обратиться в банк. Это стоит сделать как можно скорее. Во-первых, если карту заблокируют, мошенники не смогут повторить списание. Во-вторых, у банков есть предельные сроки, в течение которых они принимают такие заявления.
Так можно добиться, чтобы деньги вернули. Это займёт время: ваш банк свяжется с банком, куда были переведены деньги, тот будет "думать". Плюс будет работать служба безопасности первого банка, проверяя, не являетесь ли вы сами мошенником.
Чтобы подробнее узнать, что делать, нужно перечитать договор, который вы заключили с банком, там должно быть всё написано. Если это не подействовало, то обращайтесь в полицию и в суд.
Чтобы быть в курсе всех списаний со своей карты, лучше установить мобильный банк. Банки не всегда возвращают деньги, если произошло несанкционированное списание. Есть множество случаев, когда клиентам не удалось добиться справедливости. Но одно дело — если деньги списали какие-то мошенники, когда клиент был в зарубежной поездке (и тут у банка просто возможностей нет проверить, как всё было на самом деле), а другое — когда это сделал сотрудник (его можно допросить, можно посмотреть видеозаписи и т. д.). К тому же во втором случае репутация банка страдает гораздо сильнее. Так что если вас обокрал оборотень, смело жалуйтесь.
— Чем быстрее обратитесь — тем больше вероятность положительного решения в вашу пользу, — сказал Николай Котов, специалист департамента аналитики компании "Аналитика онлайн". — Банку невыгодно из-за единичного случая ставить на кон свою репутацию. Ведь речь идёт о том, что мошенником был сотрудник самого банка. Как правило, такие ситуации решаются в пользу клиента.