Найти тему
ДЖЕМ

Ребенок и книги - 6 маминых ошибок. Из личного опыта

«Читайте ребенку как можно больше!» - рекомендуют нам педагоги в садиках и школах, специалисты в статьях, родственники и иже с ними. «Начитанный человек = умный человек». «Чтение развивает воображение и кругозор ребенка». «Кто не любит читать – глуп, ленив, примитивен». Вот набор штампов, с которыми сталкивается любой родитель, по крайней мере, в нашей стране. И мы читаем. Некоторые начинают, чуть ли не с внутриутробного периода развития ребенка... Как по мне, так любую, даже самую хорошую идею, можно довести до абсурда, если забыть про критическое отношение и начать молиться на нее. По сути дела, книги могут стать такой же виртуальной ловушкой, как и интернет. А могут стать мостиками между внутренними мирами близких людей. Выбор за вами.

Что касается меня, то я читать люблю с детства. Принудительное чтение младшим братьям, наладило со временем между нами неплохой контакт. И уже, будучи подростками, и даже позже, лет в 18-20 мы уже читали друг другу любимые произведения, особенно когда не могли поделить очередную книгу из серии (фэнтази и фантастикой увлекались). Так что понятно, почему я набросилась на своего ребенка, с чтением книг, как голодный медведь на туристов. И вот тут меня поджидал ряд ловушек. Глеб, мой первенец, принял на себя основной удар родительской неопытности и глупости. Сейчас, когда подрастает моя дочь, я вижу несколько основных ошибок, которые хочу озвучить для вас. Вдруг кому-то пригодиться?

1. Первая и самая главная ошибка. Я ориентировалась не на ребенка, а на рекомендации окружающих и свои интересы. Ребенок это не мое продолжение, признаюсь иногда мне очень сложно понять собственного сына. Наверное, стоит иногда отстраниться и понаблюдать за ним, как за незнакомой формой жизни. Тогда можно понять какие-то нюансы, которые были не заметны за «привычным» отношением. Надо отталкиваться от интересов конкретного ребенка: что ему интересно, как читать и сколько. А то можно навсегда связать чтение с мучением, насилием и скандалами. (Почему ты не слушаешь! Я тут перед тобой стараюсь, а ты!)

2. Торопилась давать книги не по возрасту. Т.к. я сама страстный читатель, очень хотелось поскорей поделится, тем что я люблю. А моему ребенку в 5 лет скучно было слушать слишком повествовательные тексты. "Пиноккио", "Буратино", "муми торлли", сразу не пошли. "Али-баба" испугал. Рассказы Бианки и Пришвина о природе вообще воспринимались как фоновый шум. Сразу оговорюсь, что дочка многие взрослые (для нее) книги слушает, потому что подражает любимому брату. И еще многое зависит от ребенка. У моего коллеги 5-и и 3-х летние дети с удовольствием слушали того же Пришвина.

3. Слишком зациклилась на содержании книги и на том, чтобы прочитать все и по порядку. В 2 – 3 года книжка, скорее игрушка, с ней надо играть. Моя дочка сейчас больше интересуется выбором книжки, разглядыванием картинок, может сама изображать чтение. Это ей важнее, чем то, дочитала ли я текст до конца. Обыгрывайте персонажей смешными голосами, корчите рожи. Ариша с удовольствием повторяет за мной как плачут дед с бабой (курочка ряба), зайка (которого выгнали из лубяной избушки) или хихикает на злобной рожей лисы. Многие взрослые чувствуют себя глупо, вытворяя подобное.

4. Недооценила вспомогательные средства. Ребенок может охотнее слушать книгу, если уже видел мультик по ней. "Волшебника изумрудного города", мы читали первый раз когда Глебу было 4 года, именно после мультика. Хотя было видно, что ему трудно слушать, сын все равно настаивал. Знакомые рассказывали про мальчика, который начал читать, после того как послушал те сказки, что ему предлагали – в аудиозаписи.

5. Переоценила значение разнообразия. Да, взрослому скучно, раз за разом читать одну и ту же сказку. А ребенку, наверное, лучше иметь с десяток хорошо знакомых книжек, с которыми он выстраивает отношения. Когда всего слишком много, ребенок становится пассивным, равнодушным слушателем. Слава Богу, что я лентяйка и не успела до тошноты напичкать сына книжками.

6. Терпение товарищи! Терпение. Сейчас, когда у меня есть второй ребенок, я чувствую разницу. Со вторым ты знаешь, что он научиться ходить, в конце концов заговорит, перестанет тянуть в рот предметы, начнет слушать сказки. Потому что первый уже сделал это. Видна перспектива. А первенец все время напрягает: ах мы еще не говорим в два года! Он никогда не научиться читать! Он никогда не научиться слушать! Может он вообще тупой? И ведь научился. Просто когда пришло время.

Вот такие наблюдения. Сразу оговорюсь, я не являюсь ни психологом, ни педагогом. Так что это просто повод для размышлений, на истину в последней инстанции я не претендую. И вместе с тем надеюсь, что в чем-то помогла вам. Читайте с удовольствием!

Спасибо за лайк и подписывайтесь на мой канал :)