Эней, сын Анхиса
Традиция нам рассказывает о том, что Эней (бежавший из Трои потомок троянского царского рода) столкнулся в бою с местными жителями под началом некоего царя Латина. Победив царя, Эней стал его зятем и союзником, женившись на дочери Латина, отчего первым делом был основан город Лавиний. Позднее сын Энея ( от первого брака) Асканий Юл основал город Альба-Лонга (уже после смерти отца), где и правили его потомки, поколение за поколением. Кстати, Альба-Лонга дословно переводится как «длинный белый», очевидно из-за внешнего вида поселения, что довольно логично. Именно к Юлу возводили свой род небезызвестные нам римские Юлии.
Этнический микс по-аппенински
Пару слов надо сказать об национальной ситуации на Аппенинах того времени. Мы имеем коренное население — полулегендарных лигуров. Мы имеем индоевропейских переселенцев — италиков и иллирийцев, италики в свою очередь делились на две значительные ветви — латино-сикульскую и умбро-сабельскую. Плюс ко всему, греки, карфагеняне, финикийцы, этруски (которые, строго говоря, вообще непонятно откуда взялись). Между историками постоянно идут споры об этнической истории этих народов, об их автохтонности или принадлежности к переселенцам, и т.п. Этруски как всегда стоят особняком.
Рим возник в Средней Италии, в местности Лаций, где, согласно преданию, царствовал когда-то Янус, в честь которого был назван один из холмов Рима. Янус со временем заимел соправителя, и не абы кого, а бога Сатурна, которого изгнал собственный сын. В знак признательности Сатурн научил местных жителей корабельному делу, земледелию, скотоводству, виноделию и прочим базовым ремеслам. После смерти Януса и Сатурна правит сын Януса, Пик, затем его сын — Фавн, и уже затем преемник Фавна — Латин, уже нам известный. Припомним, что Эней-то сам был сыном Венеры.
Легенда о братьях
Каноническая версия ( о правлении Нумитора, деда Ромула и Рема) утверждает, что сыновья Нумитора поспорили друг с другом, брат убил брата и приказал утопить его детей, младенцев. Тибр как раз тогда разлился, и утопить толком не смогли, и просто опустили в стоячую воду, которая вскоре отошла, оставив младенцев одних на холме, куда и затем явилась известная нам волчица. С волчицей тоже не все гладко, по ее сущности есть две версии — первая, более каноничная, говорящая нам, что волчица, собственно, была волчицей и просто помогла братьям выжить, выкармливая их до тех пор, пока Ромула и Рема не обнаружил пастух Фаустул, и вторая, более интересная, согласно которой волчицей вообще-то была жена того самого Фаустула, а такое прозвище ей дали, по словам Тита Ливия, за то, что «она отдавалась первому встречному».
Впрочем, что волчица о двух ногах, что о четырех, а в родословной близнецов есть один нюанс, об их божественном происхождении.
Согласно одной из версий (опять же, версий великое множество), когда Нумитор и Амулий выясняли между собой отношения, и Амулий, свергши Нумитора, однако опасался того, что поскольку у Нумитора оставалась дочь, Рея Сильвия, род брата продолжится. Амулий придумал хитрое решение — дабы не убивать племянницу, коварный дядя отдал ее в весталки. Уже в то время, судя по всему, существовал культ богини домашнего очага Весты. Так вот, поскольку эта самая дочь принимала обет целомудрия и безбрачия на определенный срок ( а за нарушение таких обетов весталку предписывалось закопать живьем в землю, обязательно за чертой города и без пролития крови), то и потомков у Нумитора быть не могло.
Но, как всегда, не была учтена возможность божественного вмешательства. Марс, бог войны, полюбил юную девушку и совокупился с нею, пока она спала. Как бы то ни было, но в положенный срок Рея родила двух близнецов, которые, по сути, стали сыновьями бога Марса.
И опять же, у Дионисия Галикарнасского мы находим еще один вариант этих событий! Согласно Дионисию, Рея Сильвия просто-напросто подверглась изнасилованию, а дабы спасти свою жизнь ( о детях тогда мало кто думал), выдала насильника за бога войны.
Поскольку про чудное спасение близнецов мы уже рассказывали выше, а легенду об основании города знает каждый уважающий себя образованный человек, то сочтем надобным двигаться дальше.
Расширение и первые войны
Самый ранний Рим представлял из себя что-то вроде шести-семи деревень, разбросанных по семи римским холмам (что, кстати, подтвердилось раскопками в XX веке, опровергнувшими гиперкритическую версию германской исторической школы). Привычная нам планировка города, стены, башни — все это появляется в начале-середине шестого века до н.э. , а на момент восьмого века в принципе отсутствовало.
Поскольку население шести деревень( даже учитывая прибывших с братьями соратников и молодых людей) как-то не тянуло на город, то было решено открыть городские границы для всех желающих. Таким образом, в Рим быстро начали стекаться беглые рабы, преступники, воры и другие всевозможные соискатели убежища. В итоге город вырос в несколько раз, и мы плавно подходим к следующему занимательному эпизоду, похищению сабинянок.
Поскольку в Риме образовался крайний недостаток женщин, перед Ромулом встал вопрос об их добыче, извините за вульгарность. Проблему царь сначала хотел решить мирно — разослав в окрестные племена и поселения послов с предложением добровольно отдать своих дочерей римлянам, дабы породниться с ними, на что последовал ответ в духе «ты создал убежище для отступивших с верного пути мужчин, так создай же убежище и для падших женщин — они будут достойными женами твоим людям». Собственно, альтернативы после этого не оставалось.
На огромном празднике в честь Юпитера, на который пришли фактически все окрестные жители и соседи. Особняком стояли сабиняне, которые почему-то не захотели оставить своих женщин дома, а взяли их с собой (видимо, надеясь развлечься и повеселиться на празднике). В какой-то определенный момент праздника римские юноши вдруг набросились на этих женщин и стали растаскивать их по домам, дабы надежно спрятать.
Присутствовавшие гости, однако, не захотели драться за своих женщин и женщин соседей, а посему разбежались в страхе кто куда и стали готовить войну. Римляне времени даром не теряли, и к тому времени, когда начались первые военные конфликты, сабинянки, в общем, уже были римлянками. При должном умении, в этих «конфликтах с соседями» можно усмотреть завоевательные походы римлян, и каждый такой поход, согласно преданию, проходил примерно так: на римские земли вторгалось враждебное племя, Ромул с войском оказывал ему пламенный прием, а после занимал племенную столицу, затем такой же фокус проделывал с каждым последующим племенем (их было довольно много), пока дело не дошло до, собственно, сабинян. В одной из битв сабинянский царь Акрон вступил в поединок с Ромулом, который одержал победу, предварительно заручившись поддержкой отца, то бишь бога войны Марса, и снятые с поверженного царя доспехи Ромул посвятил Юпитеру, развесив их на священном дубе Юпитера. Сабинянки остались за римским народом.
Град на семи холмах
Оставим пока мифологическую часть и вернемся к части научной.
Собственно, как я уже упоминал, раскопки подтверждают некоторые моменты из мифологии. Тут важно заметить, что Рим взял своё начало именно из Палатина (первые поселения на холме появились еще в IX веке до н.э.), а не из Капитолия. Ромул взял курс на эдакое общинное сосуществование и экспансию, и вскоре были заселены все семь римских холмов, затем освоили их склоны, а уже потом спустились в болотистую низину (кстати, в этой низине и возник знаменитый римский Форум).
Собственно, после такого расширения и можно говорить о Риме, как о городе (эти события датируются VI-VII веками до н.э.), и уже при династии Тарквиниев, при Тарквинии Древнем развертывается активная строительная политика, включавшая в себя, кстати, и замощение Форума.
Помимо завоеваний, Ромул также основал личную царскую гвардию численностью в триста человек, и объединил латинскую общину с сабинской (именно поэтому спустя рукава можно говорить и о Тите Тацие, как о соправителе Ромула, а следовательно и восьмом римском царе).
Таинственный конец Ромула
Со смертью Ромула снова все не совсем ясно.
По «официальной» версии, боги забрали Ромула к себе на небеса (во время военного смотра на землю внезапно опустилась тьма, а когда все прояснилось, то царское кресло из слоновой кости было уже пустое).
Но есть некоторые основания полагать, что из-за явно диктаторских замашек Ромула убили старейшины, а тело первого римского царя попросту спрятали.
Так или иначе, Ромула впоследствии обожествили, и приносили ему жертвы.
К власти после сына бога пришла личность не менее деятельная и легендарная. Такой личностью был никто иной, как сорокалетний сабинянин Нума Помпилий, о котором, впрочем, будет рассказано уже в следующий раз.