Найти в Дзене
Dr Фриланс

Как определить член предложения

Оглавление

В школе я частенько совершала ошибки в разборе предложений на компоненты. И, поступив на филфак, я продолжала мыслить как школьник и ошибаться. И только к четвёртому курсу, с началом изучения синтаксиса, всё стало предельно понятно. Сейчас я хочу предложить вам несколько приёмов, которые помогут с синтаксическим разбором. Дальше я буду говорить предельно просто и понятно, чтобы каждый смог понять суть того, о чём я говорю. Для ленивых в конце прилагаю таблицы.

1. Главные члены предложения

а) Для нахождения грамматической основы можно попробовать пересказать высказывание.

Попугаи заливисто пели, сидя на клетке и радуясь новому дню.

О чём это предложение? О том, что попугаи пели. Это сочетание будет нашими подлежащим и сказуемым.

К сожалению, Дзен не предлагает никакого другого подчёркивания, кроме одной сплошной, поэтому не удивляйтесь.

б) Иная постановка вопроса

В школе учат задавать вопросы "Что?" или "Кто?" для нахождения подлежащего и разные варианты вопросов глагола для того, чтобы найти сказуемое, но всё это полная ерунда. Глаголов в предложении может быть несколько, не говоря уже о существительных в винительном падеже, которые внешне похожи на подлежащие. Именно отсюда следует эта путаница между членами предложения и частями речи.

В университете же нас очень ругали за такой метод и требовали находить грамматическую основу через вопросы "О чём говорится в предложении?" (для подлежащего) и "Что говорится о предмете речи?" (для сказуемого) Например:

Попугаи заливисто пели, сидя на клетке и радуясь новому дню.

О чём говорится в предложении? О попугаях. Что говорится о предмете речи? Они пели.

-2

2. Второстепенные члены предложения

а) Метод вопросов.

Это самый неоднозначный для меня метод, который является классическим для современного образования. И запутаться можно из-за того, что вопросы делятся на два типа: морфологические и смысловые. Первым место в морфологии, они помогают определить падеж, время и остальные морфологические категории. А вторые должны использоваться для определения члена предложения. Пример:

Наши предки-кочевники жили в степи.

Нас интересует слово "в степи" многие школьники задали бы вопрос "в чём?" и, конечно, ошиблись бы. Этот вопрос в данном случае как раз является падежным, морфологическим. Правильнее будет спросить "где?" и подчеркнуть слово как обстоятельство.

Универсальное правило для этого метода: Если к компоненту предложения можно задать и падежный и смысловой вопрос, второй будет верным.

б) Замена нетипичного типичным

Этот приём очень полезен при нахождении несогласованного определения. Понятнее станет после разбора примера.

Лучи солнца едва пробивались сквозь слой пыли на окнах.

Нас интересует слово "солнца". Можно задать вопрос "чего?", но, согласитесь, звучит не очень. Но и вопрос "какие?" тоже, кажется, не очень подходит. Помним правило из пункта а) и проверяем нашу гипотезу следующим образом: делаем из существительного "солнце" прилагательное "солнечные". В итоге получаем:

Солнечные лучи едва пробивались сквозь слой пыли на окнах.

И наша гипотеза подтвердилась. Правда, не во всех случаях этот метод может сработать. Например, "свет лампочки". Нет слова "лампочный". В этом случае нам может помочь следующий метод.

в) Замена придаточным

Возьмем наш неудачный пример с лампочками.

Свет лампочки был настолько ярким, что через какое-то время наши глаза начали болеть.

Для того, чтобы определить, каким членом предложения является слово"лампочки", заменим его новой частью предложения: "который исходил от лампочки"; в итоге мы получаем:

Свет, который исходил от лампочки, был настолько ярким, что через какое-то время наши глаза начали болеть.

И добавленное нами придаточное предложение является определительным, а значит и "лампочки" из первого примера тоже являются определениями.

г) Замена обособленным оборотом

Снова пример с лампочками.

Свет лампочки был настолько ярким, что через какое-то время наши глаза начали болеть.

Точно так же берём "лампочки" и заменяем в этот раз на причастный оборот "исходящий от лампочки"

Свет, исходящий от лампочки, был настолько ярким, что через какое-то время наши глаза начали болеть.

Причастный оборот у нас определение, значит и "лампочки" тоже.

Есть ещё несколько приёмов, но они сложнее. К тому же, вам должно хватить перечисленных. Удачного познания нашего Великого и Могучего. :)

-3