DA Info Pro. Традиция наряжать ёлку возникла еще у германских племен, веривших, что на ветвях вечнозеленого дерева живут лесные духи. Задобрить потусторонних жителей леса предки современных европейцев пытались при помощи ягод и фруктов, а жрецы произносили при этом различные заговоры и заклинания.
Рождественская ель и Мартин Лютер
С приходом христианства обычай попытались запретить, но с языческими ритуалами жители Европы расставались неохотно. Активно бороться с пережитками варварства вызвался Мартин Лютер. Ему не понравилось, что паства тайком приносит жертвы лесным божествам, поэтому богослов решил переиначить обряд на христианский манер.
В канун Рождества проповедник поставил в храме пушистую ель, а на её макушку установил Вифлеемскую звезду. С этой поры хвойная красавица стала символом важнейшего христианского праздника. Правда, письменные упоминания о рождественской ёлке появились только через шесть десятилетий после смерти Мартина Лютера – в 1605 году, что не мешает связывать зарождение традиции с его именем.
Из рождественской - в новогоднюю
Идею украшенной рождественской ёлки в Российскую империю привез Петр I. Начало 1700 года монарх приказал праздновать в ночь на первое января, повесив на ворота дворов ветви ели и сосны. Однако в то время начинание императора не прижилось, так как издавна хвою использовали на Руси в погребальных обрядах. Вновь внедрить традицию захотел Николай I, который в 1830 году повелел поставить ель во дворце. В период правления самодержца в моду вошла немецкая культура, что и поспособствовало распространению обычая среди знати.
Повсеместно наряжать ёлку в Советской России перестали в начале 1920-х годов, поскольку новые власти упразднили и само Рождество, и связанные с ним символы.
Впрочем, разоренная междоусобицами страна требовала радостного праздника, поэтому большевики выдали ёлку за символ Нового года. И с тех пор наряженное дерево начало ассоциироваться не с рождественскими, а именно с новогодними торжествами.