Потому что не нашлось у нас нового губернатора Сиверса, - полагает новгородец В.И. Смирнов.
Очищая, загрязняем
Взошед на Екатерининскую горку, взглянул я окрест меня, и душа моя видом гребного канала уязвлена стала… Так, вероятно, описал бы Радищев своё впечатление от современного Новгорода.
Обмелел наш канал, непригляден в летнее время и находится на грани полного исчезновения. Причина известна: он завален илом, образующимся при очистке воды после водоотведения. Он растекается по дну канала, где и оседает, частично же плывёт по течению дальше и начинает покрывать дно Волхова у пляжа.
Парадокс: очистные сооружения загрязняют городскую акваторию.
Лет пять назад руководитель «Водоканала» рисовал радужную картину: ил будет обезвоживаться и вывозиться на поля в качестве удобрения. Хорошо бы намерение претворить в жизнь, но возможно ли? Стоит ли овчинка выделки и может ли вообще этот ил служить удобрением? Только эксперимент доказал бы перспективность затеи, но, насколько мне известно, проведён он не был.
В некоторых кругах нашего народа принят категорическим императив: «за базар ответишь!». К сожалению, не в чиновных кругах. И что же дальше? Пустить всё на самотёк в прямом и переносном смысле слова и засыпать канал и дно Волхова до пешеходного моста грязью, предоставив разбираться со всем этим потомкам? Если не принимать никаких мер, то всё так и будет. Ведь ещё недавно купались возле упомянутой горки, а ныне чуть войдёшь в воду – грязь по колено.
Между тем решение проблемы очевидно для того, кто, знаком с историей иных стран и собственной.
Преобразовать природу
Самый яркий пример – Голландия, народ которой отвоевал свои земли у моря. Голландцы завозили грунт с мелководья, возводили дамбы, прокладывали каналы и с помощью ветряных мельниц откачивали из них воду, поскольку во время приливов поля оказывались ниже уровня моря. Всё это в Средневековье, без применения рабского труда и сколько-нибудь совершенной техники. Чем и вызвали восхищение соседних народов, не самых отсталых, между прочим.
Следы подобных трудов есть и в окрестностях Новгорода. Грибники и ягодники могут показать заплывшие осушительные каналы на краю болот и камни, служившие фундаментом деревенских изб – всё, что осталось от хуторов, разрушенных впоследствии коллективизацией, раскулачиванием и войной.
Наша задача неизмеримо легче. Ил надо просто откачивать на прилегающую заболоченную местность, где зеленеют ивы, квакают лягушки и не ступает нога человека.
Со временем город, стеснённый болотами и нуждающийся в жизненном пространстве, получит его вблизи самого центра. Здесь можно устроить прекрасную парковую зону для отдыха и спорта. Если бы такое решение было принято лет сорок-пятьдесят назад, мы уже имели бы приличную площадь, притом без чрезмерных усилий. В какой-то мере сама природа работает на нас, принося материал. Разумнее не убирать его отсюда, а напротив, дополнить его привозным песком или грунтом для ускорения создания комфортной среды обитания.
Польдер годится хоть для зоны отдыха. хоть для проживания
Вот он - мог
Почему же это не делалось? Во многом потому, что во главе нашего города и области не стояли люди уровня Я.Е. Сиверса. Этот дельный и неподкупный человек, как и большинство немцев на русской службе, был назначен губернатором в 1764 г. Он ознаменовал своё пребывание в должности наведением порядка в управлении, использовании ресурсов, работе полиции и почты и так далее. Под его руководством в 1798 – 1803 гг. был построен канал длиной 8,5 км из Мсты в Волхов, впоследствии расширенный и углублённый. В условиях бездорожья того времени канал дал возможность населению прилегающего к Мсте региона поставлять свою продукцию в Петербург и на экспорт. Это пошло на благо как местного крестьянства, так и жителей Петербурга. На протяжении свыше полутора веков он служил для сплава леса и судоходства в обход озера Ильмень с его гибельными бурями. Сегодня он утратил значение транспортной артерии, но служит для туризма и активного отдыха.
Ещё более полезную память о себе могут оставить и наши современники.
Мы получили природу чистой от тех, кто был до нас, и обязаны оставить её чистой для тех, кто будет после нас.
Валентин Иванович СМИРНОВ
Великий Новгород