Новое правительство Дмитрия Медведева еще только начинает свою работу, а в СМИ и экспертном сообществе заговорили о том, что одним из первых его шагов может стать решение об увеличении возраста для выхода на пенсию.
Для мужчин этот порог может возрасти до 65 лет, а для женщин до 60 или 63 лет. Если это произойдет, то Россия приблизится к передовым странам мира по данному показателю. Пока речь не идет о соответствующем увеличении и размера пенсий.
Авторы данного нововведения, о котором говорится уже не первый год, ссылаются на факт роста средней продолжительности жизни в России и на то, что прежний порог для пенсионного возраста (55 и 60 лет) был установлен еще в начале 30-х годов прошлого века.
Хотя глубинной причиной увеличения пенсионного возраста многие эксперты считают растущий дефицит Пенсионного фонда и нехватку бюджетных средств для его восполнения. Ведь расходы Пенсионного фонда обеспечиваются страховыми взносами только наполовину, а остальная часть пенсионных выплат формируется за счет бюджетных трансфертов. Такое положения вряд ли можно считать нормальным. Все попытки пенсионной реформы, начиная с 90-х годов не смогли выправить эту ситуацию.
Действительно, еще в 1932 г.в СССР было введено пенсионное обеспечение по старости, но только для рабочих и служащих. Колхозники получили право на небольшую пенсию (12 рублей в месяц) только в 50-х годах. В начале 30-х пенсионный возраст был установлен: в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и с тех пор он не менялся. Если говорить о средней продолжительности жизни, то тогда она составляла около 45 лет. Таким образом, многие люди просто не доживали до пенсионного возраста.
За последние 28 лет доля пенсионеров во всем населении увеличилась в России вдвое и достигла 25%. Такая тенденция роста продолжается, и можно прогнозировать дальнейшее возрастание доли пожилого населения. Очевидно, что без повышения возраста выхода на пенсию будет все труднее сохранять современный размер пенсий.
Градация пенсионного возраста не должна стать единственным проявлением пенсионной реформы
Другая очевидная причина повышения пенсионного возраста - это растущий дефицит на рынке труда, причем речь идет именно о квалифицированных рабочих и специалистах. Например, в промышленности и НИИ средний возраст сотрудников в большинстве случаев превышает 50-летний порог. При этом уже сейчас треть людей пенсионного возраста продолжают работать. Это вызвано не только стремлением повысить свой прожиточный минимум при относительно небольших пенсиях, но и желанием людей продолжать трудиться, если здоровье позволяет. Многие предприятия «держатся» на своих сотрудниках пенсионного возраста и не хотят отпускать их на заслуженный отдых.
В то же время серьезным социальным вызовом в условиях повышения пенсионного возраста может стать рост безработицы именно в «возрастном» сегменте. Всем хорошо известно, что многие компании и предприятия отказывают в приеме на работу мужчинам после 50 и женщинам после 40 лет. Таким образом, градация пенсионного возраста неизбежно приведет к росту выплат пособий по безработице, к увеличению числа безработных, многие из которых, как и сейчас, не захотят получать «статус безработного». Данный процесс будет сопровождаться как оживлением «серой» экономики, так и снижением уровня жизни у определенной части населения с потенциальным проявлением социально-политического недовольства в различных формах.
Судя по всему, социальному блоку Правительства предстоит решать не только вопрос о росте пенсионного возраста, но и другие проблемы развития пенсионной системы в стране. Речь может идти о росте так называемой минимальной пенсии по старости и о совершенствовании системы федеральных и региональных доплат к пенсии. Необходимо вдохнуть новую жизнь и в механизм формирования «накопительной части» пенсии, которая широко применяется в зарубежных странах.
Поскольку увеличить долю страховых взносов предприятий в Пенсионный фонд не представляется возможным (она итак достаточно велика), важным направлением увеличения пенсионных поступлений становится рост производительности труда и увеличение размеров фонда труда работника на каждом предприятии. Однако и на этом направлении спрятана некая «ловушка». Ведь при росте производительности труда у работодателя появляется интерес к сокращению занятых, что может породить дополнительные социальные проблемы.
Повышение пенсионного возраста, как представляется, должно происходить крайне осторожно, как по срокам, так и по размеру. Соблазн быстрого решения проблемы дефицита Пенсионного фонда и федерального бюджета за счет резкого увеличения пенсионного возраста в сжатые сроки может вызвать пока мало просчитываемые негативные последствия как для экономики, так и для социальной стабильности общества. Такая «шоковая» терапия может не привести к намечаемым финансовым целям. Решение этого вопроса должно быть постепенным, растянутым на период до 10 лет и предусматривающим повышение срока выхода на пенсию на 5 лет как для женщин, так и для мужчин.
Одновременно необходим прорыв в развитии здравоохранения с целью повышения средней продолжительности жизни в России до 78 - 80 лет. Только в этом случае «сроки дожития» пенсионеров с момента выхода на пенсию составят приемлемый размер. Страна должна ориентироваться на лучшие показатели передовых стран не только по размеру ВВП, но и по уровню развития пенсионной системы, включая размеры пенсии, а также по показателю средней продолжительности жизни.
Что полезного можно заимствовать у лучших пенсионных систем
По оценке «Глобального пенсионного индекса» (Global Pension Index-2017), наиболее экономически развитые зарубежные сраны (государства «Большой семерки») не обладают лучшими пенсионными системами в сравнении со средними и небольшими по размеру развитыми экономиками. По данным этого индекса ГПИ, лучшие пенсионные системы можно наблюдать в Австралии, Нидерландах и Дании. Что касается таких «экономических гигантов», как Китай, Япония и Индия, то там пенсионные системы считаются худшими в списке 30 ведущих стран.
Возьмем, к примеру, такого «середнячка» как Швейцария (10-е место по индексу ГПИ-2017).
Начнем сразу с пенсионного возраста в Швейцарии. Согласно закону 1948 г. он был установлен на уровне 65 лет и для мужчин и для женщин. В 1972 г., когда женщины впервые в Швейцарии получили избирательное право, срок выхода на пенсию для них был снижен до 62 лет. Позднее этот показатель был поднят до 64 лет. Причем это изменение происходило плавно, в течение 4 лет. Последние годы в Альпийской Республике идет обсуждение вопроса повышения срока выхода на пенсию. Наиболее радикальные реформаторы предлагают поднять этот порог до 67 лет для обоих полов. Некоторые выступают за то, чтобы на первом этапе ограничиться повышением пенсионного возраста для женщин на один год, сравняв его с показателем для мужчин (65 лет). Причиной таких дискуссий является как отмечаемое повышение продолжительности жизни в Швейцарии, так и прогнозируемое старение населения страны и ожидаемый после 2020 года дефицит пенсионного фонда, который к 2030 г. может превысить 8 млрд. швейцарских франков.
Если сегодня на каждого пенсионера в Швейцарии приходился 3,4 работающих, то к середине текущего века это соотношение составит всего два работника на каждого пенсионера. Поэтому реформирование пенсионной системы в стране неизбежно, хотя наблюдаемые устойчивые темпы роста производительности труда в швейцарской экономике позволяют создавать необходимый объем средств для пенсионных выплат.
Если говорить о средней ожидаемой продолжительности жизни в Швейцарии, то по этому показателю (83,4 года) страна занимает первое место в Европе и второе место (после Японии) в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 2018 год, средняя продолжительность жизни мужчин в этой стране составляет 81,3 года (1-е место в мире), для женщин - 85,3 лет (6-е место в мире). Таким образом «срок дожития» после выхода на пенсию составляет в Швейцарии 16 лет для мужчин и 21 год для женщин.
В Швейцарии, как и во многих других зарубежных странах, пенсионная системы является многоуровневой
Пенсия 1 уровня – это обязательное государственное страхование по старости и на случай потери кормильца (немецкая аббревиатура AHV). Взносы в государственную пенсионную кассу составляют 10,25 % от уровня зарплаты, половину оплачивает работник, другую половину – работодатель. За счет этих взносов также страхуется пенсия по инвалидности и по утере кормильца.
Пенсия 2 уровня формируется за счет так называемого трудового страхования (BVG) в том случае, если уровень годовой зарплаты работника превышает установленный законом размер (более 21 тыс. швейцарских франков). При этом взносы (12% от уровня зарплаты и более) также вносят и работник и работодатель поровну. При выходе на пенсию этот созданный индивидуальный пенсионный трудовой фонд расходуется из расчета установленного правительством коэффициента в 6,8% в год от накопленной суммы. Данный вид пенсионного страхований введен в 1985 году и также является обязательным. Но финансирование этого вида пенсии берут на себя пенсионные кассы предприятий. Если работник имеет право на оба вида пенсии (1 и 2 уровни), то при условии 45-летнего рабочего стажа уровень пенсии не должен быть меньше 60% того уровня трудовых доходов, который у него был до выхода на пенсию.
Индивидуальные предприниматели также могут страховать себя для получения пенсии 2 уровня.
Пенсия 3 уровня является добровольной. Она формируется за счет индивидуальных целевых взносов и различных форм пенсионного накопления. Швейцарские банки, страховые компании и частные пенсионные фонды предлагают различные схемы для таких вкладов. Государство стимулирует такие накопления путем предоставления налоговых изъятий для вкладываемых средств.
Если пенсионер по той или иной причине не смог заработать достаточный уровень пенсии, сопоставимый с минимальным прожиточным минимумом, то он может при определенных обстоятельствах претендовать на дополнительные пенсионные выплаты как на федеральном, так и на местном уровнях. Также значительную социальную поддержку малоимущим оказывают местные коммуны, различные благотворительные и религиозные организации.
Для России, надо полагать, существует свой путь развития пенсионной системы. Учет зарубежного опыта возможен лишь в определенных условиях финансово-экономического развития страны. Внешние условия, вопросы внутреннего социально-политического развития, национальные традиции – все это должно приниматься в расчет.
Автор: Алла Хромова, кандидат экономических наук
представитель «Регионов России» в Швейцарии,
директор швейцарской компании «Эдельвейс МедСервис»
Берн, 21 мая 2018