Найти в Дзене
Artfragment

Кулак, помада и серная кислота: атаки на картины Пикассо, Моне и Рембрандта

Последние две недели ознаменовались для аукционного дома Christie’s громкими продажами. За рекордные $832 млн была распродана коллекция Дэвида и Пегги Рокфеллеров. А следом за ней с молотка за $85,8 млн ушла «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — самое дорогое произведение всего русского искусства. Но не все запланированные лоты «добрались» до торгов. Накануне аукциона «Искусство импрессионизма и модернизма» с продажи была снята картина Пабло Пикассо «Моряк». Причиной стало ее неожиданное повреждение. Вспоминаем, какие еще полотна были испорчены, будь то случайно, либо намеренно.

Пабло Пикассо, «Моряк», 1943
Пабло Пикассо, «Моряк», 1943

— Продать «Моряка» Пабло Пикассо на прошедших 15 мая вечерних торгах импрессионизма и модернизма планировалось не меньше, чем за $70 млн. Но выручить за картину не удалось ни доллара, потому что она была снята с аукциона. Причиной стало повреждение полотна. Правда, как оно было получено и во сколько оценивается ущерб, аукционный дом не уточнил. «Моряка» испанский художник написал осенью 1943 года во время оккупации нацистами Франции. На картине Пикассо, который отказался покинуть страну, хотя ему поступали предложения о переезде в США или Мексику, изобразил самого себя. До 1997 года «Моряк» находился в коллекции Виктора и Салли Ганц.

«Красная комната» с картинами Пикассо в доме Салли и Виктора Ганц
«Красная комната» с картинами Пикассо в доме Салли и Виктора Ганц

Полотно они приобрели в 1952 году у издателя Гарри Абрамса за $11 тыс. Сейчас на торги Christie’s картину выставлял американский миллиардер Стив Уинн. И, пожалуй, можно утверждать, что бизнесмену фатально не везет с полотнами Пикассо.

Пабло Пикассо, «Сон», 1953
Пабло Пикассо, «Сон», 1953

— 12 лет назад, в 2006 году, Стив Уинн планировал продать еще одно произведение Пабло Пикассо из своей коллекции. Речь тогда шла о картине «Сон», на которой испанский художник изобразил свою любовницу Марию-Терезу Вальтер. Уинн договорился о сделке с американским коллекционером и инвестором Стивеном Коэном, который был готов приобрести «Сон» за $139 млн. Правда, накануне продажи Уинн решил устроить полотну прощальный показ в своем офисе в Лас-Вегасе. Демонстрируя картину в своем кабинете, страдающий нарушением периферийного зрения игорный магнат задел ее локтем, после чего в полотне образовалась дыра. Уинн пообещал отреставрировать работу Пикассо, что и сделал. В итоге «Сон» был продан Коэну в 2013 году и уже за $155 млн.

Клод Моне, «Мост в Аржантёе», 1874
Клод Моне, «Мост в Аржантёе», 1874

— С начала XXI века картины Клода Моне несколько раз становились жертвами вандалов. В 2007 году повреждения получил его «Мост в Аржантее». Злоумышленники ночью проникли в парижский музей д’Орсе, где повредили полотно французского живописца. Удар пришелся в центр работы, где образовалась дыра около 10 см длиной. Найти и арестовать вандалов удалось довольно быстро благодаря записям с камер видеонаблюдения. Злоумышленников отправили под суд, а «Мост в Аржантее» на реставрацию, в ходе которой картину удалось восстановить. После случая в музее д’Орсе тогдашний министр культуры Франции Кристин Альбанель распорядилась усилить охрану в музеях страны и ужесточить наказание для вандалов. 

Клод Моне, «Парусник в бухте Аржантёй», 1874
Клод Моне, «Парусник в бухте Аржантёй», 1874

Спустя пять лет Эндрю Шеннон несколько раз ударил кулаком холст «Парусник в бухте Аржантей» Моне, хранившийся в Национальной галерее Ирландии. Полотно оказалось сильно повреждено. Его реставрация длилась 18 месяцев, а специалистам пришлось под микроскопом связывать нити холста и по крупицам восстанавливать красочный слой. В 2014-м году единственная картина Моне, публично представленная в Ирландии, вернулась в экспозицию. А Шеннон был приговорен к шесть годам тюремного заключения.

Одна из картин Сая Твомбли в авиньонском музее
Одна из картин Сая Твомбли в авиньонском музее

— В том же 2007 году акту вандализма подверглась работа Сая Твомбли. В музее современного искусства в Авиньоне 30-летняя Ринди Сэм поцеловала картину и оставила на ней след от яркой помады. Сама девушка назвала произошедшее «актом любви» и выразила надежду, что художник поймет ее. Правда, этого не случилось. Юрист Сая Твомбли тогда отмечала, что ее клиент рассматривает поцелуй как акт агрессии, который тяжело исправить.

Одна из картин Сая Твомбли
Одна из картин Сая Твомбли

Стереть помаду с белого холста, каковым является работа под названием «Федр», пытались с помощью нескольких десятков специальных средств, но вывести пятно так и не удалось. В итоге французский суд вынес решение, по которому Ринди Сэм должна была выплатить €1,5 тыс. владельцу картины. А самому Саю Твомбли компенсацию в размере €1. При этом полотно художника оценивалось в $2 млн.

-8

— В 1997 году сильно пострадала одна из самых ценных картин амстердамского музея «Стеделийк» — «Супрематизм» Казимира Малевича. На ней один из лидеров московского акционизма, художник Александр Бренер нарисовал зеленой краской знак доллара. Сам Бренер вандалом себя не признал, а совершенное оценил как художественную акцию. По его словам, он создал новое произведение, а заодно выразил протест против коммерциализации искусства. До событий в музее «Стеделийк» Бренер на выставке «Интерпол» в Стокгольме уничтожил работу китайского художника Венда Гу, созданную из человеческих волос. «Супрематизм» долго не удавалось отреставрировать. Частицы зеленой краски глубоко проникли в трещины полотна и не удалялись. В итоге работу Малевича все же удалось спасти. А Александр Бренер получил пять месяцев ареста, пять месяцев условно и 2-летний запрет появляться в амстердамском музее.

Рембрандт, «Даная», 1636
Рембрандт, «Даная», 1636

— Самый громкий акт вандализма был совершен 15 июня 1985 года в «Эрмитаже». Нападению литовца Бронюса Майгиса подверглась «Даная» Рембрандта. 48-летний мужчина облил холст серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Сильнее всего оказалась повреждена изображенная на полотне женская фигура. Кислота прожгла в живописном слое борозды, которые заполнила стекавшая сверху картины темная краска. Бронюс Майгис уже в августе 1985 года был признан судом невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую клинику. А реставраторы начали долгий процесс восстановления «Данаи». На это потребовалось 12 лет. Впервые после нападения картина Рембрандта появилась в зале «Эрмитажа» в октябре 1997 года. И тогда рядом были также представлены документы и фотографии, рассказывающие о реставрации полотна. Сегодня «Данаю» можно увидеть в зале голландской и фламандской школ, где картина демонстрируется публике сквозь специальное бронированное стекло. 

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Музеи
137 тыс интересуются