Последние две недели ознаменовались для аукционного дома Christie’s громкими продажами. За рекордные $832 млн была распродана коллекция Дэвида и Пегги Рокфеллеров. А следом за ней с молотка за $85,8 млн ушла «Супрематическая композиция» Казимира Малевича — самое дорогое произведение всего русского искусства. Но не все запланированные лоты «добрались» до торгов. Накануне аукциона «Искусство импрессионизма и модернизма» с продажи была снята картина Пабло Пикассо «Моряк». Причиной стало ее неожиданное повреждение. Вспоминаем, какие еще полотна были испорчены, будь то случайно, либо намеренно.
— Продать «Моряка» Пабло Пикассо на прошедших 15 мая вечерних торгах импрессионизма и модернизма планировалось не меньше, чем за $70 млн. Но выручить за картину не удалось ни доллара, потому что она была снята с аукциона. Причиной стало повреждение полотна. Правда, как оно было получено и во сколько оценивается ущерб, аукционный дом не уточнил. «Моряка» испанский художник написал осенью 1943 года во время оккупации нацистами Франции. На картине Пикассо, который отказался покинуть страну, хотя ему поступали предложения о переезде в США или Мексику, изобразил самого себя. До 1997 года «Моряк» находился в коллекции Виктора и Салли Ганц.
Полотно они приобрели в 1952 году у издателя Гарри Абрамса за $11 тыс. Сейчас на торги Christie’s картину выставлял американский миллиардер Стив Уинн. И, пожалуй, можно утверждать, что бизнесмену фатально не везет с полотнами Пикассо.
— 12 лет назад, в 2006 году, Стив Уинн планировал продать еще одно произведение Пабло Пикассо из своей коллекции. Речь тогда шла о картине «Сон», на которой испанский художник изобразил свою любовницу Марию-Терезу Вальтер. Уинн договорился о сделке с американским коллекционером и инвестором Стивеном Коэном, который был готов приобрести «Сон» за $139 млн. Правда, накануне продажи Уинн решил устроить полотну прощальный показ в своем офисе в Лас-Вегасе. Демонстрируя картину в своем кабинете, страдающий нарушением периферийного зрения игорный магнат задел ее локтем, после чего в полотне образовалась дыра. Уинн пообещал отреставрировать работу Пикассо, что и сделал. В итоге «Сон» был продан Коэну в 2013 году и уже за $155 млн.
— С начала XXI века картины Клода Моне несколько раз становились жертвами вандалов. В 2007 году повреждения получил его «Мост в Аржантее». Злоумышленники ночью проникли в парижский музей д’Орсе, где повредили полотно французского живописца. Удар пришелся в центр работы, где образовалась дыра около 10 см длиной. Найти и арестовать вандалов удалось довольно быстро благодаря записям с камер видеонаблюдения. Злоумышленников отправили под суд, а «Мост в Аржантее» на реставрацию, в ходе которой картину удалось восстановить. После случая в музее д’Орсе тогдашний министр культуры Франции Кристин Альбанель распорядилась усилить охрану в музеях страны и ужесточить наказание для вандалов.
Спустя пять лет Эндрю Шеннон несколько раз ударил кулаком холст «Парусник в бухте Аржантей» Моне, хранившийся в Национальной галерее Ирландии. Полотно оказалось сильно повреждено. Его реставрация длилась 18 месяцев, а специалистам пришлось под микроскопом связывать нити холста и по крупицам восстанавливать красочный слой. В 2014-м году единственная картина Моне, публично представленная в Ирландии, вернулась в экспозицию. А Шеннон был приговорен к шесть годам тюремного заключения.
— В том же 2007 году акту вандализма подверглась работа Сая Твомбли. В музее современного искусства в Авиньоне 30-летняя Ринди Сэм поцеловала картину и оставила на ней след от яркой помады. Сама девушка назвала произошедшее «актом любви» и выразила надежду, что художник поймет ее. Правда, этого не случилось. Юрист Сая Твомбли тогда отмечала, что ее клиент рассматривает поцелуй как акт агрессии, который тяжело исправить.
Стереть помаду с белого холста, каковым является работа под названием «Федр», пытались с помощью нескольких десятков специальных средств, но вывести пятно так и не удалось. В итоге французский суд вынес решение, по которому Ринди Сэм должна была выплатить €1,5 тыс. владельцу картины. А самому Саю Твомбли компенсацию в размере €1. При этом полотно художника оценивалось в $2 млн.
— В 1997 году сильно пострадала одна из самых ценных картин амстердамского музея «Стеделийк» — «Супрематизм» Казимира Малевича. На ней один из лидеров московского акционизма, художник Александр Бренер нарисовал зеленой краской знак доллара. Сам Бренер вандалом себя не признал, а совершенное оценил как художественную акцию. По его словам, он создал новое произведение, а заодно выразил протест против коммерциализации искусства. До событий в музее «Стеделийк» Бренер на выставке «Интерпол» в Стокгольме уничтожил работу китайского художника Венда Гу, созданную из человеческих волос. «Супрематизм» долго не удавалось отреставрировать. Частицы зеленой краски глубоко проникли в трещины полотна и не удалялись. В итоге работу Малевича все же удалось спасти. А Александр Бренер получил пять месяцев ареста, пять месяцев условно и 2-летний запрет появляться в амстердамском музее.
— Самый громкий акт вандализма был совершен 15 июня 1985 года в «Эрмитаже». Нападению литовца Бронюса Майгиса подверглась «Даная» Рембрандта. 48-летний мужчина облил холст серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Сильнее всего оказалась повреждена изображенная на полотне женская фигура. Кислота прожгла в живописном слое борозды, которые заполнила стекавшая сверху картины темная краска. Бронюс Майгис уже в августе 1985 года был признан судом невменяемым и отправлен на лечение в психиатрическую клинику. А реставраторы начали долгий процесс восстановления «Данаи». На это потребовалось 12 лет. Впервые после нападения картина Рембрандта появилась в зале «Эрмитажа» в октябре 1997 года. И тогда рядом были также представлены документы и фотографии, рассказывающие о реставрации полотна. Сегодня «Данаю» можно увидеть в зале голландской и фламандской школ, где картина демонстрируется публике сквозь специальное бронированное стекло.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!