Как тренировались и жили гладиаторы? Об этом читайте ниже. Не читали предыдущие части? Можете начать с самого начала.
Центры подготовки бойцов, наподобие Помпейсккого и Римского, являлись учреждениями, обеспечивающими работой и едой большое количество людей: вместе с преподавателями — как правило вышедшими на пенсию гладиаторами - при школах трудились свои повара, мануальщики, врачи, кузнецы, управляющие и, конечно, многочисленные надсмотрщики и охранники.
Тому, кто держал гладиаторов - неважно, из уважения ли к боям или для собственного обогащения, - надлежало в первую очередь заботиться о том, чтобы его подопечные сохраняли хорошую атлетическую подготовку. И для этого, а не из соображений человечности, как это поначалу казалось, к ним проявляли хорошее отношение.
Такие центры, в основном, располагались в местах с достаточно хорошим климатом, например на берегу моря или в высокогорье, где воздух чистый и прохладный. О том, чтобы бойцы сохраняли силу, следили самые профессиональные врачи и мануальщики — настоящие асы своей профессии. Истории известно, что очень успешный и признанный врач того времени, грек Гален из Пергама, до службы у правителя Марка Аврелия (в 169 г. после Р.Х.), долгое время работал в центре подготовки гладиаторов в своей стране.
Ученик, еще не умеющий обращаться с оружием, тренировался в нанесении ударов по деревянному столбу или соломенному манекену. Далее, после приобретения им необходимой сноровки, его партнером становился боец, закаленный в сражениях. Ему показывали, как пользоваться щитом или наручнем для отражения атаки, как парировать выпад противника и ловко уклоняться от его неожиданного укола. Во время этих тренировочных сражений двое, учитель и ученик, сражались используя палки или деревянные мечи.
И только после этого ученика допускали к настоящим боям. Навыки, которые ученик получил на тренировке, теперь предстояло применить с настоящим оружием. А учителя осознанно давали воспитанникам предельную нагрузку, заставляя биться оружием намного тяжелее обычного. Такое специально утяжеленное оружие было найдено во время раскопок Помпейского учебного центра.
На тренировках от учащихся была необходима железная дисциплина. Подготовленный боец не имел права даже поморщиться, когда противник размахивал мечом рядом с глазами. За маленькую ошибку бойца строго наказывали: пороли, заковывали в кандалы, а иногда даже пытали ракаленным железом. Лишь малая часть выдерживала такие нагрузки.
В большинстве своем гладиаторы, стиснув зубы, терпели выпавшие на их долю тяготы, тем более что изменить они ничего не могли. Но порой некоторые из них страдали депрессией. К ним могла приходить идея самоубийства. Надзиратели, зная это, строго следили, чтобы на тренировках никто не смог убить себя своим же оружием. Бойцам запрещалось иметь ножи и иные режущие предметы. Провинившихся прелюдно наказывали
Тем не менее, доведенные бойцы исхитрялись свести счеты с жизнью. Существует легенда о бойце, который перед утренней тренировкой смог так согнуться в повозке, что голова его попала между спиц колеса и он сломал себе шею. Второй проткнул себе горло острой щепкой. Иные, сражавшиеся на арене «без ярости», просто давали себя убить.
Известны случаи мятежей и побегов, например, восстание, возглавляемое Спартаком, которое началось в 73 г. до Р.Х. И продолжавшееся три года. Как результат — ужесточение наказания и более тщательная слежка за бойцами.
Однако на этом дело не закончилось. Так, в 64 г. после Р.Х., во время правления Нерона, гладиаторы почти выбрались из своих казарм в Пренесте, но восстание было подавлено регулярной армией.
Какова история восстания Спартака? Об этом читайте далее.