Найти тему

Будет ли в России бум туристических стартапов?

Оглавление

За последние 10 лет в развитие новых стартапов в туризме было инвестировано 84 млрд евро. Самые успешные проекты – в США и странах Азии, среди них есть  и те, которые сегодня называют «разрушителями традиционного туризма».

САМЫЕ УСПЕШНЫЕ IT-СТАРТАПЫ В ТУРИЗМЕ – В США И СТРАНАХ АЗИИ

На конференции Phocuswright Europe, проходившей в Амстердаме, были озвучены интересные данные. Согласно им, за минувшие 10 лет в секторе туризма создано порядка 1600 стартапов, связанных с размещением, транспортом,  платежными системами, арендой, лояльностью и т. д.   Некоторые из этих компаний, такие как Airbnb, сегодня рассматриваются как прямые конкуренты традиционным операторам, особенно в области туристического жилья.

Суммарные инвестиции в  туристические стартапы оцениваются в 84 млрд евро.  Как было отмечено на конференции, эти немалые вложения отражают растущий интерес к туристическому сектору,  несмотря на то, что не все проекты будут успешны в будущем.

Показательная цифра, на которую обращают внимание эксперты:  77% этого внушительного капитала, порядка 65 млрд евро,  было инвестировано всего в 8 из 1600 проектов.

Причем эта «великолепная восьмерка» сосредоточена  в двух географических регионах мира: США и Азии. В Соединенных Штатах это такие проекты как  Uber (27% всех глобальных инвестиции в стартапы), Airbnb (5%) и Lyft (5%). В  странах Азии это Didi (26%), Grab (6%), Ola (4%), Ofo (3%) и Go Jerk (2%).

Европа суммарно смогла   привлечь на развитие подобных проектов за последние 10 лет всего 4% мировых инвестиций (3,3 млрд евро). Это факт аналитики объясняют несколькими факторами: более устойчивыми позициями туроператоров, которые тоже меняются в «цифровую» сторону, в целом более жесткой конкуренцией на европейском рынке,  определенной бюрократией  и более консервативным, по сравнению со странами АТР, ростом выездного туризма.

А ЧТО ЖЕ РОССИЯ?

Данные по России традиционно считаются в составе европейских, однако очевидно, что даже из означенной цифры в 4% на ее долю вряд ли приходится одна пятидесятая часть. При этом, по оценкам экспертов, потенциал IT-продуктов в индустрии путешествий России велик. По данным компании GfK, Россия занимает лидирующие позиции в Европе по темпам роста проникновения интернета. К

К началу 2018 года аудитория интернет-пользователей в России среди населения 16+ составила 87 миллионов человек, что на 3 миллиона больше, чем год назад.

Цифровые технологии и основанные на них бизнес-модели в туризме все больше привлекают внимание ведущих туроператоров, банков, финансовых групп.

По мнению аналитиков АТОР, рост количества IT-стартапов в туризме в России существенно тормозится из-за отсутствия у их основателей широких возможностей донесения своих идей и реальной оценки перспектив до потенциальных инвесторов. Одна из немногих площадок на сегодняшний, где качественные туристические стартапы могут заявить о себе – форум TravelHub.

Ситуация, однако, обещает измениться: в 2018 году Ассоциация туроператоров (АТОР) и Фонд «Сколково» создали первую всероссийскую площадку для комплексной оценки и презентации широкому рынку лучших IT-проектов в туризме с серьезной финансовой поддержкой победителей.

ЧТО ДАЕТ IT-СТАРТАПАМ В ТУРИЗМЕ НОВАЯ ПЛОЩАДКА

Напомним, что прием заявок на конкурс IT-решений для туриндустрии был открыт 16 апреля. Заявки будут приниматься в 8 основных номинациях.

1.      Лучшее IT-решение для гостиничного бизнеса.

2.      Лучшее IT-решение в музейном деле и социально-культурных проектах.

3.      Лучшее IT-решение для туристических и социальных сервисов и коммуникаций.

4.      Лучшее IT-решение для турагентского бизнеса.

5.      Лучшее IT-решение для сегмента самостоятельных путешествий.

6.      Лучшее IT-решение: системы бронирования туров и туристических услуг.

7.      Лучшее IT-решение для путешествий по России.

8.      Лучшее IT-решение для продвижения туристических услуг и направлений.

Кураторами каждой из номинаций выступают представители ведущих туроператорских компаний России, специализирующихся на внутреннем, въездном и выездном туризме, Федерального агентства по туризму, Государственной Третьяковской галереи и АТОР

Фонд «Сколково» предоставит проектам возможность получить статус участника Фонда, минуя стандартную процедуру. Cтатус участника проекта «Сколково» позволяет победителям претендовать на получение мини-гранта от Фонда «Сколково» в размере до 5 млн рублей – помимо других призов и поощрений от кураторов номинаций и от АТОР.

Куратор каждой номинации подготовил специальный приз победителю в выдвинутой номинации: ....

.... ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ