К началу 1930-х годов авиация Польской Республики нуждалась в обновлении парка самолётов. Используемые чехословацкие бипланы Avia BH-33 и монопланы PWS-10 польского производства морально устарели и не соответствовали постоянно растущим требованиям к истребителям. Было принято решение разработать новую машину силами Państwowe Zakłady Lotnicze (в переводе с польского - Государственный авиационный завод, далее PZL). Так появился самолёт, который стал одним из лучших в мире истребителей своего времени.
В 1925 году молодой конструктор Зигмунд Пулавский окончил Варшавский политехнический университет и сразу же получил направление на годичную стажировку во Францию на авиационные заводы Wibault. Польша купила лицензию на производство истребителя Wibault 70 и нужно было подготовить специалистов, знакомых с его конструкцией. Французский самолёт нас сегодня интересует мало. Гораздо важнее тот факт, что всего через год после возвращения из заграничной командировки Пулавского назначают главным конструктором Центрального авиационного цеха в Варшаве и он начинает разрабатывать собственные самолёты. А вскоре цех преобразуют в завод PZL.
Первым самолётом, спроектированным Зигмундом Пулавским, стал PZL P.1. Основываясь на опыте, полученном на заводах Wibault, конструктор впервые для польской авиационной промышленности применил гофрированную обшивку на крыльях. Вместо схемы "парасоль", широко распространённой в те годы среди высокопланов, поляк предложил принципиально новую схему размещения крыльев. Отказавшись от подпорок, Пулавский напрямую соединил крылья с фюзеляжем, слегка изогнув их профиль. Так появилось крыло типа "чайка". Несмотря на то, что перспективный P.1 так и не пошёл в серию, именно он заложил основу для самых успешных самолётов Зигмунда Пулавского.
Одной из причин, по которой первый самолёт PZL не стали производить серийно, было переориентирование польских ВВС на использование звездообразных двигателей. Чаще всего это были британские двигатели, производимые по лицензии. На PZL P.1 же стоял V-образный мотор Hispano-Suiza 12Lb. Военное ведомство поручает Пулавскому перепроектировать самолёт под 9-цилиндровый звездообразный двигатель Bristol Jupiter, производство которого начали разворачивать в Польше в те годы.
В ответ на такое поручение конструктор представляет сразу 2 самолёта - P.6 и P.7. Внешне они были очень похожи и являлись ожидаемым развитием PZL P.1. Крыло было оставлено практически без изменений, а вот фюзеляж серьёзно доработали - сделали его сечение более круглым и переоборудовали мотораму под звездообразный мотор. "Семёрка", оснащённая высотной модификацией Bristol Jupiter, была выбрана военными для серийного производства и принятие на вооружение.
Но Пулавский уже готовил новый проект. Взяв за основу P.6, инженеры PZL в 1931 году создают истребитель, который станет основным для польских ВВС на последующие 8 лет - PZL P.11. К сожалению, Зигмунд Пулавский не увидел своё детище в воздухе - авиакатастрофа оборвала жизнь талантливого конструктора. Проект заканчивал его заместитель - Всеволод Якимук. Первые три прототипа P.11 были построены к лету 1931 годы. Начались лётные испытания.
PZL P.11 впервые поднялся в воздух в августе 1931 года под управлением лётчика Болеслава Орлинского. Самолёт обладал отличной маневренностью и демонстрировал высокие скоростные показатели. Вместо Bristol Jupiter, стоявшего на PZL P.6/7, использовался более мощный мотор Bristol Mercury VS2. Для его установки пришлось переделать мотораму. Также были внесены изменения в конструкцию крыла. Самолёт был цельнометаллическим, крылья и хвостовые рулевые поверхности были гофрированными. Шасси неубирающееся с внутренними амортизаторами - изобретение Пулавского. Винт - двухлопастной, выполнен из металла.
Новый двигатель позволял развивать скорость до 367 км/ч, что было выше, чем у самых современных французских и английских истребителей того времени. Крыло типа "чайка" обеспечивало пилоту отличный обзор из открытой кабины. Дальность полёта составляла 700 километров, практический потолок - 8000 метров. Вооружение - 2-4 крыльевых пулемёта Vickers F. Прицел лётчика крайне простой и напоминал больше винтовочные прицелы в тире. Также была возможность нести лёгкие бомбы на подкрыльевых держателях.
После 3 лет испытаний PZL P.11 был принят на вооружение в качестве замены своего "родителя" PZL P.7. К 1939 году "одиннадцатка" станет самым массовым истребителем польских ВВС - в эскадрильях их насчитывалось 130 штук. За время службы истребитель прошёл несколько модификаций - прежде всего обновление двигателей и установка радиостанции. Кроме этого, после демонстраций на ряде выставок он привлёк к себе внимание других европейских стран и стал поступать на экспорт. Различные экспортные модификации P.11 поставлялись в Румынию и Турцию.
К началу Второй мировой войны PZL P.11 уже слишком сильно устарел - по скорости его превосходил даже бомбардировщик PZL.37 Łoś, слабое вооружение, открытая кабина пилота, неубирающееся шасси. Но именно ему пришлось защищать польское небо. Лётчики на "одиннадцатках" сбили 141 немецкий самолёт. Среди сбитых было и 23 новейших истребителя Messerschmitt Bf 109. Проигрывая в скорости, лётчики на P.11 применяли тактику атаки с пикирования. После того, как потери самолётов в воздухе и на земле стали огромны, истребитель переквалифицируют в разведчик и лёгкий бомбардировщик. Но в этой роли он особого успеха не возымел. Практически все PZL P.11 были уничтожены либо во время войны, либо сразу после. Единственный сохранившийся экземпляр находится в Музее польской авиации в Кракове.
Зигмунд Пулавский смог разработать самолёт передовой конструкции, превосходивший истребители других стран. Но решение оставить PZL P.11 в качестве основного боевого истребителя до 1939 года было ошибочным и ослабило оборонительную способность польских ВВС. Тем не менее, нельзя не отметить героизм лётчиков, которые на устаревшей машине дали бой технически более совершенной авиации Люфтваффе в первые дни войны.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Читайте также: Fokker D.VII - лучший истребитель кайзеровской Германии
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com