Найти тему
Zinzer Вooks Журнал

Корнелиус "Дэмпинг " Вандербильт

У Вуди Аллена есть фильм «Мелкие мошенники». Там парочка престарелых балбесов, неожиданно законно разбогатев, решила влиться в высшее общество Америки. Точнее, решила женская половина этой пары. Ее муженек как был простаком, так и всеми силами держался за это простачество. Мадам украшала свой дом статуями, училась искусству, но ее все равно все это утонченное высшее общество не ставило в грош. В итоге мадам разорилась, плюнула на высшее общество, общество плюнуло на нее, и каждый продолжил быть собой. Все. Отличный фильм, кстати.

Нет, Корнелиус Вандербильт, наш герой, не был мошенником совершенно точно (по крайней мере, мелким), но стать своим среди нью-йоркского бомонда ему, по словам современников, очень хотелось. И если в делах Вандербильт был атаманом и победителем, то в частной жизни все его потуги влезть в светские дела оборачивались китчем.

Семья Корнелиуса Вандербильта была бедна, как депутаты Госдумы в период налоговой отчетности. Отец был фермером и лодочником, жили они на своей же ферме на Стейтен-Айленде в Нью-Йорке. В 11 лет Вандербильт положил на школу и пошел подрабатывать лодочником. В 16 лет он занял у матери 100 долларов и купил свою первую лодку. Благодаря тому, что Вандербильт готов был перевозить пассажиров со Стейтен-Айленда на Манхэттен в любые погоду и время, он заработал хорошую репутацию, и к нему «поплыли» клиенты. Долг матери он вернул через полгода. Через год он купил несколько лодок и поставил на них своих гребцов.

К 18 годам Вандербильт подрядился перевозить припасы для военных гарнизонов. Считай, пошли госзаказы. К 22 годам у Вандербильта были лодочная флотилия, шхуна и 9 тысяч долларов кэшем. Умножьте эту сумму на 50 и получите полмиллиона в наших деньгах. Так в Америке становились богатыми. Первый миллион добывался чаще своими мозолями на руках от гребных весел. Второй и прочие миллионы – мозолями копеечных наемников и голодранцев.

Еще спустя несколько лет Вандербильт стал пароходным королем. Он быстро почуял, куда ветер дует, с изобретением пароходов, закупил пару и начал применять свой любимый прием для изживания конкурентов – демпинг. Если ваше утро начинается с чашечки кофе, то утро Корнелиуса Вандербильта начиналось с того, что он прессовал соперников. Если так получалось, что вы владели пароходной или любой другой компанией, которая пересекала интересы нашего предпринимателя, он обрушивал цены на свои услуги: скажем, вместо доллара брал за пароходную поездку 10 центов, все клиенты мигом шли к Вандербильту, а ваша компания сушила сухари. Ни один из конкурентов Корнелиуса не выдерживал его демпинга (кроме вышеописанного товарища Гулда). Все сдувались. Акции компании конкурентов падали, и Вандербильт скупал их на раз.

Сначала Вандербильт работал на локальных пароходных маршрутах – от Нью-Йорка и по окрестностям, но вскоре вышел на трансконтинентальные перевозки. Да, и там у Корнелиуса были противники, причем субсидируемые из бюджетов США и Великобритании, но и их, поднатужившись, Вандербильт заборол. Именно Вандербильт первым задумал рыть канал в Центральной Америке: сначала через Никарагуа, потом в Панаме. Не удалось: акционеры денег не дали (а нужно было очень много). Потому в этом направлении – перевозках с запада Америки в Европу − Вандербильт продолжил работать в два парохода: один подходил к Панаме со стороны Тихого океана, пассажиры или груз по суше доезжали до Атлантического берега, и там уже поджидал и дымил другой пароход. Все грузились на него, и, тадам, вы в Нью-Йорке или Европе.

Был у Вандербильта лишь один деловой минус. С натяжкой минус, конечно. Вандербильт любил путешествовать. Он даже построил себе личную яхту и несколько раз отправлялся в европейский вояж самолично. И каждый раз, возвращаясь из турне, он находил, что его сотрудники были в процессе его, Вандербильта, «обувания». В смысле только Вандербильт отвлекался от дел, как всю его компанию пытались растащить по кускам. Корнелиус безжалостно все пресекал. Была даже история, когда его соратники сперли у него пароходы, которые возили людей через ту самую Никарагуа, и договорились с главными людьми этой страны продолжить дело магната самостоятельно. Вандербильт соплей на кулак не мотал, а пошел к президенту США со словами, что или США вмешаются войсками и дипломатией, или сам Корнелиус купит пушек и покажет местным туземцам, где в Никарагуа зимуют креветки. США пригрозили маленькой и не очень гордой Никарагуа, и Вандербильту все вернули.

Вандербильт быстро стал королем пароходов, и так же быстро он от них избавился. Продав пароходный бизнес, Вандербильт с душой вложился в железные дороги и недвижимость. Методы были те же. Раздавить, задушить и выкупить. Работало безотказно.

Возможно, поэтому в светском обществе Нью-Йорка, как я уже сказал раньше, Корнелиуса Вандербильта не любили. Слишком много у магната было врагов − людей, им «обесштаненных» и побитых. Все современники в голос вопили про ж/д короля, что хоть он и богат, как Мидас, но манеры у него «дай боже». Вандербильт ругался матом, курил крепкие сигары, в общем, вел себя как матрос. Фу-Фу-фу. Говорят, Корнелиус любил свою персону и даже установил возле своего дома статую имени себя в виде бога на троне. Чем-то это напоминает российских деляг по стилю. Вандербильт слишком быстро стал богатым, чтобы быть скромным.

В любом случае Корнелиус Вандербильт, несмотря на все свои перегибы, был локомотивом экономики США. Он «оработил» тысячи американцев и платил миллионы налогов. Именно поэтому его имя вызывает трепет, а его многочисленную семью с самого XIX века автоматом записывают в такую надуманную ерунду, как «тайное правительство мира».

Наконец, опять же к вопросу, что Вандербильт в жизни был бизнес-гопником, но помнят о нем почти только хорошее: Корнелиус пожертвовал кучу денег местному университету в Нэшвилле (штат Теннесси), теперь носящему имя Вандербильта и являющемуся одним из лучших в мире. Корнелиус Вандербильт знал, куда вкладывал деньги.

И самое последнее про матроса-магната. Корнелиус Вандербильт считается изобретателем чипсов. Как-то в ресторане ему принесли картошку, но Вандербильт от нее отказался: «Слишком толсто порезана и недожарена». Картофель порезали потоньше, и покатилось. «Лейз», «Принглс» и прочее и прочее.

Отрывок из книги Р. Зинзера «FAQ Нью-Йорк»