Найти в Дзене

"Индиана Джонс" музыковедения

Они везли с собой самую совершенную звукозаписывающую аппаратуру своего времени. Они везли её в Южную и Восточную Африку, в земли племён. Там не было городов, порой не было дорог и чистой воды и, конечно, не было электричества. Начинались тридцатые годы XX века. Начиналось величайшее в истории путешествие музыковеда.

Караван Хью Трейси.
Караван Хью Трейси.

Три больших грузовика везли токарные станки, чистые грампластинки, бесчисленные микрофоны и сотни метров кабеля. Везли армейские палатки и консервы, дизельный генератор весом в полтонны, запас топлива — и пятерых исследователей.

...Зачем музыковеду токарный станок?

В то время музыка на пластинки (так называемые ацетатные диски) записывалась с помощью токарного станка. Лишь спустя пару десятилетий появились бобинные магнитофоны, которые облегчили работу (и груз).

Путешествие Хью Трейси началось в 1920-е и продолжалось до самой его смерти в 1977 г. Он побывал в пустынях Намибии и в джунглях Конго, на равнинах Ньясаленда (Малави) и побережьях Кении и Танзании. Он успел объехать почти двести пятьдесят африканских племён. Всюду он записывал музыку.

***

Хью Трейси родился в 1903-м году в Девоншире, в Англии. Он был сыном врача. Когда ему исполнилось пять, отец умер. Семья обеднела, и Хью не смог отправиться учиться в университет. В 1920-м он поехал в Родезию работать на табачной ферме, которая принадлежала его старшему брату. Там он услышал песни работников-африканцев. Песни очаровали его. Он стал разучивать их и записывать слова. Вскоре Хью понял, что это его предназначение в жизни — сохранить подлинную африканскую музыку для будущих поколений.

Он опережал своё время. Тогда европейцы пренебрежительно относились к чужим культурам и не считали, что "музыка дикарей" представляет какую-то ценность. Трейси выслушал немало советов не заниматься чепухой. Возникали и более серьёзные проблемы.

"В 1931-м году, — пишет Трейси, — Гарольд Джовитт, директор по делам коренных народов, помог мне получить небольшой грант от Фонда Карнеги. Целью было изучение музыки Южной Родезии. Я работал "в поле" с июня 1932-го по июль 1933-го года и записал более шестисот композиций на алюминиевые диски, с помощью очень ранней модели переносной записывающей машины".

Но Фонд Карнеги не получил собранные записи. Трейси в сопутствующем докладе прямо заявил, что миссионерские церкви повсюду наносят непоправимый урон африканской культуре. Джовитт нашёл это оскорбительным и недопустимым и, разгневанный, просто не стал никуда передавать работу Трейси. Это обнаружилось лишь сорок лет спустя, в 1970-х годах.

Исследовательских грантов больше не было.

А до возникновения моды на этнику оставалось ещё много десятилетий. В тридцатые считалось, что записи народной музыки не имеют никакой коммерческой ценности. Они не интересны слушателям, которые не знают языка и не играют на африканских инструментах. Так что выпускать собранные песни на пластинках и зарабатывать этим Трейси тоже не мог.

Но он не сдался. Он устроился на работу на радио в Кейптауне. Позже он стал директором SABC (South African Broadcasting Corporation), южноафриканской телерадиокомпании в Дурбане (ЮАР).

"Я использовал любую возможность, чтобы ставить в эфир африканскую музыку для южноафриканских и других радиослушателей".

Кроме того, работа на радио приносила деньги. Трейси не искал спонсоров. Музыка была делом его жизни. На собственные средства он в 1940-м организовал экспедицию в Мозамбик, чтобы изучить тимбила — ксилофоны племени чопи.

Тимбила в музее.
Тимбила в музее.

Об оркестрах чопи Трейси написал книгу.

Нелегко было организовать звукозапись! Электричество давал переносной генератор, который немилосердно шумел. Команде Трейси приходилось использовать длиннейшие кабели, чтобы звук генератора не глушил музыку. К счастью, технологии быстро развивались. Спустя какое-то время Трейси работал уже с магнитофонами на батарейках.

За копированием записей.
За копированием записей.

Ему довелось записывать выступления настоящей африканской принцессы! Зулусская принцесса Магого Кадинизулу была композитором и певицей, играла на музыкальных инструментах. Трейси часто ставил её песни в эфир радиостанции.

Принцесса Магого с югубху — старинным зулусским инструментом
Принцесса Магого с югубху — старинным зулусским инструментом

Трейси продолжал работу. Год за годом он выезжал в экспедиции, собирал песни, писал книги.

Трейси с микрофоном.
Трейси с микрофоном.
Пигмеи мбути слушают песню, которую они спели для Трейси.
Пигмеи мбути слушают песню, которую они спели для Трейси.

Введение политики апартеида в 1948-м создало ему новые проблемы. Теперь он должен был получать разрешение на каждый выезд в земли племён. Упорно, снова и снова Трейси получал эти разрешения, хотя правительство не разделяло его идеи и не одобряло его деятельность. Непостижимым образом всё это натолкнуло некоторых людей на мысль, что Трейси сам расист и поддерживает апартеид! Ведь он сотрудничал с правительством...

Но время шло и упорство Трейси приносило свои плоды. У него появлялись единомышленники, а его труд начал вызывать интерес у аудитории в Британии и США. Недолго оставалось до того момента, когда африканские ритмы войдут в моду.

***

...На дворе были пятидесятые. Трейси понял, что время на исходе.

В Африку продвигалось масштабное радиовещание, а с тем — европейская музыка и европейская гармоническая тональность. Трейси знал, что никакая музыкальная сила не может противостоять гармонической тональности. Скоро она поработит и Африку, как поработила весь остальной мир. Люди начнут забывать свои песни и запоют шлягеры, услышанные по радио. Много лет назад Трейси уже замечал воздействие гармонической тональности, а ведь тогда это были только христианские миссионеры, которые пели хоралы в своих церквях. Популярные песни намного могущественнее.

Трейси с его записями и фото (1960-е).
Трейси с его записями и фото (1960-е).

И в 1954-м году Трейси создал ILAM — Интернациональную библиотеку африканской музыки, и African Music Journal — научный журнал, который издаётся по сей день. Директором ILAM Трейси был до самой смерти, а потом его сменил сын, ставший его верным последователем.

Архивы библиотеки огромны. В них хранятся и аудиозаписи, и инструменты, на которых играли исполнители. Ведётся научная работа, а записи ставятся в радиоэфир и обретают новую жизнь.

Хью Трейси сделал всё возможное и добился успеха.

Экспозиция ILAM.
Экспозиция ILAM.
Экспозиция с фото Хью Трейси.
Экспозиция с фото Хью Трейси.

Вот одна из записей Трейси, сделанная в 1950-м в Кении. Чемироча — наполовину человек и наполовину антилопа.

Есть легенда, что "чемироча" — это искажённое "Джимми Роджерс". За несколько лет до Трейси в деревне племени кипсиги побывали миссионеры с граммофоном. Они ставили для жителей кантри-музыку. Музыка Роджерса так восхитила кипсиги, что они придумали легенду о Чемироче, удивительном музыканте.

Спустя много лет ILAM снова отправил экспедицию в земли кипсиги. Исследователи встретили одного из музыкантов, который когда-то пел для Хью Трейси, и расспросили его.

"Мы не понимали, что он записывает, — сказал тот. — Мы просто пели для него и это было здорово".

А вот — новое прочтение песни от группы из Йоханнесбурга.

***

Позже Трейси много критиковали. Критиковали за то, что он был музыковедом, а не антропологом. Его действительно интересовала музыка как таковая, а не её роль в обрядах, жизни общества и т.д. Он считал, что африканская музыка заслуживает такого же научного внимания и анализа, как европейская. Упрекали его за то, что он был "слишком белым", чтобы изучать африканскую музыку. Осуждали за "сотрудничество" с правительством в период апартеида.

Но значение его труда для музыковедения и всей мировой культуры невозможно оспорить. Хью Трейси стал легендой.

Список использованной литературы:

"Hugh Tracey And The International Library Of African Music — For Future Generations", Isabella Fischer

"Hugh Traceys Portrait" с сайта ILAM

"Hugh Tracey founds African Musical Instruments", Mark Holdaway

"Honoring Africa’s Traditional Music", Darren Taylor

"Chemirocha: How An American Country Singer Became A Kenyan Star", Ryan Kailath

Ссылки:

Официальный сайт ILAM

Фотоархив ILAM с фотографиями из путешествий Трейси

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!