Я планировал из Сохага съездить в Абидос, а если хватит времени и будет возможность, то посмотреть раскопки неподалеку от самого Сохага. Но копты, как ни странно, не очень интересуются своей дохристианской историей, поэтому такие поездки лучше планировать самостоятельно. Однако все, что относится к православным святыням, копты покажут и организуют. Я не знал, куда мы поедем с Набилем, но первым местом был Белый монастырь.
Название «белый монастырь» арабское по цвету стен. Это монастырь Святого Шеноды. Основание монастыря относят к 4 веку нашей эры, но его развитие пришлось на 5 век, когда от основателя Святого Пиголя (Saint Pigol) монастырь перешел к его племяннику Шеноде. После смерти Святого Шеноды монастырь продолжал развиваться до арабского завоевания Египта. Позже не раз был разрушен и разграблен, но восстанавливался. В конце концов монастырь окончательно пришел в упадок. Современным европейцам монастырь известен с конца 17 века, но посетившие его немецкий теолог и полвека спустя английский антрополог сделали неверные выводы о времени и основателях монастыря. В конце 18 века монастырь был окончательно разрушен и сожжен мамлюками, а чуть позже частично восстановлен по приказу оттоманского паши. Монастырь посещали и сделали описание европейские путешественники в 19 и начале 20 века. Современный вид монастырь приобрел с 80 годов 20 века, когда была проведена реставрация. От прежнего комплекса сохранилась только часть церкви, построенной в стиле базилики.
Монастырь известен найденной в нем крупнейшей библиотекой христианского Египта, которую начали собирать при Святом Шеноде. Сейчас библиотека рассеяна по всему миру. Она дала наибольшее количество сведений об истории Египта начала первого тысячелетия нашей эры и рассказала многое обо всем христианском мире этого периода.
Комментарий об именах
Копты говорят не Шенута, Шенуда или Шенота, а Шенода. Это принципиальный для них вопрос, как должно звучать имя. Разница в произношении Верхнего и Нижнего Египта только в использовании гласной в первом слоге. В Верхнем считают, что правильно говорить Шнода, а не Шенода. Но в паспорта им всем пишут латиницей как попало, имя то не арабское
Комментарий для фотографов
Фотографировать внутри церкви оказалось достаточно сложно из-за слабого освещения и организации пространства. Фотографам, отправляющимся в Египет и желающим фотографировать внутри коптских храмов и древних гробниц, я бы посоветовал иметь объективы с не менее, чем 16 мм на широком конце в пересчете на полный формат. И нужно иметь ввиду слабое освещение и вездесущую пыль, которая создаст проблемы при смене объективов, если она потребуется
Фотографии
Вход на территорию монастыря. Сейчас все христианские церкви и другие сооружения охраняются полицией или армией
Внешняя стена монастыря за входом
Вид на раскопки, которые мне почему-то запретили фотографировать. Появился человек с автоматом, который что-то сказал Набилю на арабском. Мне перевели так, что фотографировать можно внутри, а в эту сторону ходить и фотографировать запрещено
Проход во двор монастыря. В церквях часто можно встретить юных коптов в одинаковой одежде или даже с повязанными галстуками, как у скаутов. Церковь выполняет многие функции, в том числе и воспитание молодежи
Восстановленный двор монастыря без крыши. В нем собраны остатки того, что сохранилось от первоначального сооружения. Не много
Кладка куполов
Центральная часть церкви, посвященная архимандриту Святому Шеноде
Вид на боковые помещения и купол
Оригинальные апсиды церкви
В переходах внутри здания оригинального сохранилось мало
Но потолок над лестницей
сразу привлек мое внимание. Это звездное небо
Блоки из древних гробниц, которые пошли на строительство церкви
Я повысил контраст, чтобы было лучше видно надписи и изображения на древних камнях
Даже краска сохранилась
Интересно, части какого храма или гробницы были здесь использованы
Очищенная от штукатурки фреска на стене церкви
Вход в церковь
И арка с встроенной в нее древней колонной
Колонна покрыта надписями
Не могу разобрать, это греческое или коптское письмо
Двор храма
И опять камни из другого времени. Заметна часть с изображением людей