Что стало поводом для постоянного проведения гладиаторских боев в Риме? Об этом - в данной статье. Не читали предыдущие части? Можете начать читать по порядку.
Начиная со II в. до Р.Х. ритуальные сражения во имя усопших все больше становились любимым мероприятием в обыденной жизни членов их семей, да и других римлян. Причиной этому стала родовая знать и высшие чиновники, не устоявшие перед соблазном использовать похороны и ритуальные бои как инструмент для демонстрации личного власти и вседозволенности.
О развитии событий можно судить по количеству бойцов, принимавших участие в сражениях. В 216 году на похоронах консула Марка Эмилия Лепида билось уже в 7 раз больше гладиаторов, чем полвека назад, а именно - 44 гладиатора. А спустя короткое время, в 200 году, в честь похорон чиновника Марка Валерия Левина сражалось уже 25 пар. В 183 году семья главного жреца Публия Лициния Красса превзошла и этот результат: в его честь бились около 100 пар.
Это и направило все следующее развитие гладиаторских боев: они проходили не один день, собирая большое количество посторонних зевак. И собирались последние совсем не для того, чтобы почтить усопшего, а потому, что не могли проигнорировать такое кровавое веселье, за которое еще и денег не брали. Чем больше было зрителей, тем сильнее менялись и особенности «обряда». Теперь во время боев больше никто не молчал — везде царила суматоха, слышались крики, смех, оскорбления. Таким образом, священный обряд превратился в увеселительное мероприятие.
Важным шагом в развитии боев стало прекращения чтения памяти усопших. Теперь бои проводились просто так, без повода. Прецедентом для этого послужили следующие события. В 105 г. до Р.Х. 2 клана германцев — кимвры и тевтоны, занимаясь, разведыванием новых территорий, пошли войной на Южную Галлию и победили численно превосходившие их силы Римской Империи. И это сражение стало для привыкших побеждать римлян настоящим бедствием — их погибло более 80 тыс. И когда поползли слухи, что варвары-победители направились через Альпы в сторону Рима, то всех охватил настоящий страх.
И в этот момент оба правящих сенатора Публий Рутилий Руф и Гней Маллий Максим напомнили всему городу о тех традициях, благодаря которым Рим обрел величие — самоконтроль, жестокость, хладнокровие, дисциплина, требовательность и беспощадность.
И наглядно показывать все это они заставили римских гладиаторов — учеников известной тогда школы Гая Аврелия Скавра. Эти профессиональные бойцы должны были показать перепуганным горожанам, как правильно нужно применять оружие против своих врагов, как достойно побеждать и достойно принимать смерть.
Мы врятли узнаем, как сильно эти бои повлияли на эффективность регулярной армии Рима, т.к. в итоге тевтонцы свернули на север, а кимвры отправились на запад.
Но это не остановило развитие гладиаторских боев в Риме. И первые бои, устроенные просто ради забавы, не заставили себя долго ждать. И с этого момента все гладиаторские бои устраивались исключительно ради прибыли, построения карьеры сенаторов и привлечения граждан на сенаторские выборы.
В какой момент гладиаторские бои окончательно и бесповоротно превратились в народное увеселение? Об этом - в следующей части.