Предлагаемые вниманию факты о «русском следе» в изобретениях, преобразивших мир, заставляют сделать по меньшей мере два вывода.
Первый – можно и следует гордиться русской смекалкой и изобретательностью.
Второй - русские широта души и бесхитростность в совокупности с бюрократизмом в одних случаях, разгильдяйством в других и отсутствием предприимчивости в третьих позволили навсегда закрепить лавры первооткрывателей за нашими западными коллегами.
1) Паровоз Ивана Ползунова
Имя этого русского механика известно большинству из школьного курса истории. Паровоз с двухцилиндровым паровым двигателем был спроектирован в 1763 году и официально испытан в следующем. Среди членов комиссии по приемке был и известный всему миру изобретатель паровоза англичанин Джеймс Ватт. Его патент на паровую машину с универсальным двигателем был зарегистрирован в 1784 году. Что мешало двадцать лет сделать это Ползунову и Берг-коллегии в целом, остается неизвестным.
2) Русская самобеглая коляска
Подав в 1741 году первое прошение на изготовление «самобеглой коляски», русский самоучка Леонтий Шамшуренков лишь в1752 году получил возможность ее сделать. Изделие было принято высокими инстанциями, о чем свидетельствуют архивы, на этом его история закончилась, а имя изобретателя забыто.
Зато всем известно имя француза Никола Куньо, предъявившего в 1769 году обществу аналогичный запатентованный самодвижущийся агрегат.
3) Велосипед Ефима Артамонова
Русский мастеровой Нижнетагильского завода Ефим Артамонов создал в 1801 году не что иное, как велосипед под названием двухколесного педального самоката. Мы же вслед за все миром говорим спасибо за изобретение немецкому барону Карлу Дрейзу, получившему патент в 1818 году. Опять двадцать лет у русских светлых голов была возможность оставить в истории свое имя.
4) Русское радио Александра Попова
Россияне со школы знают, что радио изобрел и продемонстрировал всему миру в 1895 году наш ученый, физик и электрик Александр Степанович Попов.
Но для Запада в том же 1895 году то же самое сделал итальянец Гульельмо Маркони.
5) Лампа накаливания Александра Лодыгина
Лампа накаливания известна во всем мире, да и большинству населения России как «лампочка Эдисона».
В этой истории наш электротехник и предприниматель Александр Николаевич Лодыгин в части оформления патента опередил в 1874 году американского коллегу Томаса Эдисона, сделавшего это через пять лет.
Более совершенная конструкция Эдисона пользовалась большим коммерческим успехом, что, очевидно, и закрепило за ней имя изобретателя, но нисколько не умаляет роли нашего соотечественника.