Найти тему

Гравикорд

Это не антенна, это — гравикорд, двойная электроарфа. К гравитации инструмент не имеет отношения (ну, не более, чем всё остальное на нашей планете). Просто его изобретателя зовут Боб Грави. "Корд" — это и "струна" на латыни, и отсылка к прообразу гравикорда — коре.

Гравикорд.
Гравикорд.

Кора — инструмент родом из Восточной Африки. Хотя по виду кора напоминает огромную домру, но держат её как арфу. Играют на коре гриоты — бродячие певцы и сказочники. Подобно европейским менестрелям, гриоты служили при дворах древних королей.

Африканская кора.
Африканская кора.
Мастер из Гамбии с корой.
Мастер из Гамбии с корой.

На гравикорде можно играть любую музыку, в том числе классическую. Сам Грави играет на нём и Бетховена, и народную музыку с другого края света — ирландскую. Но, по словам изобретателя, лучше всего гравикорд приспособлен к африканским ритмам — самым сложным, тем, где несколько ритмических рисунков накладываются друг на друга. А ещё инструмент легко перенастраивать и играть в любых, самых причудливых ладах.

"Мы окружены ритмами, — говорит Грави. — Они внутри нас и вовне. Они текут сквозь нас. Я люблю играть с ритмами природы... Река течёт к океану, гром гремит, снег падает в свете уличных фонарей. Я стараюсь уловить часть всего этого, дать ей форму и воплотить в музыке".
Боб Грави со своим творением.
Боб Грави со своим творением.

История гравикорда началась давно, в семидесятых. Тогда Грави был гитаристом, но разочаровался в гитаре и сел за арфу. "Волшебный инструмент, — писал он позже, — но слишком сладкий для меня". В поисках правильного звука он пытался сам изготовить арфу, собирал для неё детали, но не закончил работу. По чистой случайности, в гостях у соседей в это время он увидел фильм о танцорах из Сенегала и там, в руках у одного из музыкантов — кору. "Вот оно!" — подумал Грави.

Но ещё целых десять лет он экспериментировал с материалами и формой инструмента. Настоящую кору из Африки очень сложно было купить, ещё сложнее — найти учителя. Приходилось полагаться на интуицию и пробовать снова и снова. Бамбук, выделанная кожа, древесина ореха, стекловолокно, пластик, сталь, пьезокристаллы... Когда Грави понял, что у него наконец получилось, — то, что получилось, уже не было корой. Это был совершенно новый инструмент.

А это — редкое фото электрокоры. Она тоже существует. Но гравикорд — не просто электроверсия акустического инструмента. Это нечто новое.
А это — редкое фото электрокоры. Она тоже существует. Но гравикорд — не просто электроверсия акустического инструмента. Это нечто новое.

Гравикорд унаследовал от коры редкое расположение звуков, которое встречается только в Восточной Африке. Струны его идут не одним рядом от низких к высоким тонам, как во всех привычных нам инструментах, а в два ряда от центра к краям. Такое же расположение звуков — у мбиры и её наследницы калимбы. Но калимба куда ближе к своему прообразу.

Гравикорд, положение рук играющего.
Гравикорд, положение рук играющего.

Так что, вероятно, гравикорд — единственный "западный" инструмент с восточноафриканским расположением звуков.

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!