Или о том, как сделать, чтобы ребенок стремится сам сделать работу отлично, по своей доброй воле.
Расскажу на примере процесса обучения письму. Хотя этот же метод применим и к другим сферам деятельности.
Суть этого метода в том, чтобы концентрировать внимание детей на их успехах. Например, дошкольник работает в прописях. Он только учится писать буквы или их элементы. Естественно, что у него не всё идеально получается. Взрослый должен во-первых похвалой оценить старание (положительный эмоциональный настрой – это обязательный ключ к успеху), а во-вторых, выделить те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо. Можно это сделать любым цветом, я же чаще использую цветные карандаши, отсюда и название метода.
Для выделения самой красивой буквы в строчке могу использовать:
Слова: молодец, отлично, супер, превосходно и тп.
Знаки: корону, звезду, круг, сияние и тп.
А вслух могу проговорить, что эта буква самая красивая, она будет царицей, эта буква принцесса, это король и тп. Причем на строчке можно выделять не только одну букву, а больше.
Обычно детям это очень нравится и всегда после написания строчки они спрашивают: «Какая получилась лучше всех?». Бывает, что ребенок показывает на самую некрасивую букву и спрашивают: «А кто это?». Тогда я говорю, что это вредитель, его никто не любит, так что не будем на него тратить время.
Плюсы этого метода:
1. Хотят дети или нет, но подсознательно они запоминают то, что выделено. А это правильное написание элементов и букв.
2. Дети получают совсем другие эмоции, другое восприятие работы. Они не боятся проверки, а ждут её.
3. При работе у них совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление написать красиво, чтобы было больше цветных записей на их листе, чтобы было больше королев и принцев)))
К сожалению в школе учителя используют противоположный метод: подчеркивают ошибки красной пастой. При этом у ребёнка:
1) откладываются в памяти неправильные, некрасивые буквы;
2) ощущение, что учитель только и ищет только всё плохое;
3) вырабатывается нежелание делать уроки, потому что как бы ты не старался, учитель все равно найдет что-то плохое.
А ведь ребенок прав! Из 10-15 букв в строчке подчеркнут будет только один. И учителю не важно, что ребенок старался красиво писать все буквы, а здесь из-за напряжения дрогнула рука.
Внедряйте метод «цветных карандашей» во все сферы жизни ребёнка, и вы увидите, что даже если не указывать ребёнку на его ошибки, они постепенно исчезают сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.