Я люблю слушать современный rock'n'roll
Он снова в моде, он бесспорно хорош
Но кажется мне, он много потеряет без таких ребят
Ведь мы его дети – rock'n'roll это я!
Чайф "Rock'n'roll это я"
Сегодня достаём с полки альбом группы Чайф "Дерьмонтин" 1987 года.
Если вы когда-нибудь пели в компании под гитару где-нибудь во дворе или в подъезде, то наверняка знаете песни группы Чайф, ведь на таких посиделках просто не обойтись без сакраментального "Ой-йо - никто не услышит!". Ну а если даже не пели, и по подъездам не шлялись, то Чайфов всё равно слышали. Многие их песни по популярности вполне можно сравнить с русскими народными, да и сама группа является, пожалуй, одной из самых народных на отечественной рок-сцене. Что нисколько не удивляет, ведь прямиком из народа она и вышла. Давайте послушаем самые первые записи простых уральских парней, которым суждено было стать одной из легенд русского рока.
История альбома
На самом деле, "Дерьмонтин" не первый альбом Чайф, а третий. До него группа успела выпустить два вполне полноценных магнитоальбома, которые даже входят в официальную дискографию Чайфа, но они по сей день так и не изданы. Однако, я считаю несправедливым не рассказать о них хотя бы кратко, ведь это важная глава в ранней магнитоальбомной истории группы, к которой относится и "Дерьмонтин".
Больше всего в истории Чайфа мне нравится то, что всё началось с пластинок :) В 1983 году свердловский меломан Владимир Шахрин познакомился с двумя другими меломанами - Вадимом Кукушкиным и Олегом Решетниковым, с которыми он обменивался винилом. Ребята не только слушали чужую музыку, но и мечтали о собственной рок-группе, ну а Шахрин в то время работал на стройке и ни о чём таком всерьёз не думал, хотя в свободное время пел, играл на гитаре и даже сочинял песни.
Решающую роль в судьбе будущих мэтров свердловского рока неожиданно сыграли мэтры рока ленинградского. В декабре 1983 года Шахрин попал на подпольный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя в Свердловске, куда его привёл старый друг и активный участник местной рок-тусовки Владимир Бегунов. Это выступление произвело на парней такое гигантское впечатление, что вопрос о создании своего коллектива был решён мгновенно.
В 1984 году ребята стали собираться в местном ДК имени Горького, а уже весной записали свой первый альбом на обычный домашний магнитофон. Получилась, конечно, полнейшая кустарщина, и в народ эта запись не пошла, но всё же это были первые песни, многие из которых потом вошли в чайфовский репертуар. Шахрин предложил назвать альбом "Визовский пруд" в честь свердловского водоёма, и такое же имя дать группе, но в итоге остановились на необычном словечке Чайф, которое придумал Вадим Кукушкин, соединив слова "чай" и "кайф". Фирменным напитком на тех посиделках был сваренный в кофеварке чифирь, торкающий похлеще любого алкоголя, вот и навеяло :)
На том участие Кукушкина, создавшего знаменитое название, в судьбе группы и закончилось. Летом 1984-го его забрали в армию, а Шахрин, Решетников и Бегунов потихоньку стали выступать на самодеятельных концертах, где их заметил писатель и активный энтузиаст свердловского рок-движения Андрей Матвеев, которого песни Шахрина очень зацепили. В мае 1985 года музыканты записали у него дома на портативной студии акустический альбом "Волна простоты", а в июне на квартире у Шахрина - продолжение под названием "Дурные сны". Всего получилось 19 песен, которые объединили в двойной альбом под названием "Жизнь в розовом дыму".
Всё тот же Матвеев выступил в качестве продюсера альбома - его усилиями чайфовский дебютник разошёлся по свердловским меломанам, а чуть позже и по всему СССР. К сожалению, из-за того, что музыканты были вынуждены отдать распространителю оригинальный мастер альбома, полноценного издания он впоследствии так и не получил, но многие песни с него были позже перезаписаны для акустической серии "Оранжевое настроение".
29 сентября 1985 года в ДК МЖК состоялся концерт, на котором музыканты впервые выступили под названием Чайф. Именно этот день считается официальным днём рождения группы. После этого Чайфы окончательно вошли в свердловскую рок-тусовку, а зимой 1985 года Шахрин пригласил целую компанию рокеров из разных групп к себе на базу в ДК имени Горького, где они все вместе устроили настоящий джем-сейшен и записали 9 новых песен Чайф в режиме live in studio. Альбом получил название "Субботним вечером в Свердловске" и в феврале 1986 года был выпущен в народ.
Эта работа, которая, по словам Шахрина, замечательно передавала атмосферу рок-братства и всеобщего дружелюбия, тоже не была официально издана, так как оригинал плёнки был утерян, но часть песен с неё также позже была перезаписана для акустической серии "Оранжевое настроение". Альбом "Субботним вечером в Свердловске" добавил группе ещё больше популярности, а Чайф из трио превратился в квартет - к музыкантам присоединился бас-гитарист Антон Нифантьев, принимавший участие в сейшене. Таким составом Чайф с невероятным триумфом выступили на первом фестивале Свердловского рок-клуба 20 июня 1986 года, после которого вчерашние новички в одночасье превратились в главных звёзд свердловской рок-сцены.
После этого завертелось: рок-клубовские сейшены, концерты, фестивали, репетиции и, конечно, новые песни, которые Шахрин тогда писал особенно активно. В марте 1987 года из группы ушёл Олег Решетников, которого за барабанами заменил Владимир Назимов, один из лучших свердловских ударников, сильно поднявший группу в профессиональном плане. 31 мая 1987 года обновлённый коллектив с успехом выступил на втором фестивале Свердловского рок-клуба, после чего, наконец, задумался о записи своего первого полноценного электрического альбома, для которого давно уже пришло время.
Осенью 1987 года Чайфы и звукорежиссёр Алексей Густов собрались в подвале дома культуры при заводе "Уралобувь" и приступили к работе. Атмосфера была не просто подпольной, а экстремально-панковской: пыльный антураж советского подвала дополняла адская жара включенного в профилактических целях в конце лета отопления, инструменты собирали по всем свердловским рокерам, а писалось всё, как выразился звукарь Густов, "на дерьмо". Может поэтому Владимиру Бегунову пришло в голову написать слово "дерматин" с хулиганской ошибкой? :) В любом случае, запись получилась реально припанкованной и название "Дерьмонтин" ей идеально подошло.
Несмотря на все сложности (а может, благодаря им), получилась бомба: настоящий гаражно-подъездный рок-н-ролл, безбашенный и искренний, которому грязноватое звучание лишь добавляло колорита. Но самое главное, что музыканты сами не заметили, как за пару недель записали материала аж на два полноценных альбома. Как говорил Бегунов: "писали один альбом, а выяснилось, что два, они разные даже по звуку". Выпустить в итоге решили две разных плёнки, но в народ они ушли вместе и воспринимались, скорее, как дуплет. Второй альбом получил название "Дуля с маком", но о нём мы поговорим отдельно в следующей статье.
Песни
На альбом "Дерьмонтин" вошло 10 песен, слова и музыку ко всем композициям написал Владимир Шахрин. Помню, что моим первым ощущением от прослушивания этой пластинки был полнейший шок. Я начинала слушать Чайф в конце 1990-х, со всем известных хитов типа "Не со мной" и "Пусть всё будет так, как ты захочешь", а когда впервые услышала "Дерьмонтин", то подумала: ЧТО ЭТО?!
Чайф всегда ассоциировался у меня с некой полубардовской романтикой под гитарку, а здесь был какой-то адский панк - дурной, агрессивный и шутовской. Даже хорошо знакомые мне по милой чайфовской акустике хиты тут звучали, как вопли сумасшедших хулиганов. Но это не значит, что мне не понравилось :) Просто это был совсем другой Чайф.
Песни при этом я все знала, так как группа перезаписала в середине 1990-х все треки с "Дерьмонтина" для своей акустической серии "Оранжевое настроение", созданной как раз для того, чтобы увековечить песни со старых магнитоальбомов ("Дерьмонтин" тогда ещё не был официально издан). Добрая половина из них стала всенародно любимыми хитами, как например подъездная открывашка "Шаляй-Валяй".
Не гони нас, дядя, из подъезда
Мы не будем больше громко петь
Мы не будем больше пить, материться и курить
Ну а если вдруг захочешь сам, лучше нам не предлагай
Мы прощаемся сегодня с ним
Чайф "Шаляй-Валяй"
В отличие от акустической версии, "дерьмонтиновский" оригинал звучит не столько задушевно, сколько отчаянно-агрессивно, а мэтр ленинградского самиздата Андрей Тропилло позже удивлялся практически битловскому многоголосью в конце этой вещи, учитывая совершенно кастрюльное качество звучания.
Но думаю, что не ошибусь, если самым известным хитом с этой пластинки назову "Rock'n'roll этой ночи", который знают даже люди, очень далёкие от Чайфа. Кстати, эта вещь выходила ещё на самом первом магнитоальбоме группы "Жизнь в розовом дыму". Данную песню можно считать историческим документом, потому что в ней имеется отсылка к тому самому концерту Майка и Цоя в декабре 1983-го, без которого, возможно, никакого Чайфа бы вообще не случилось.
В прошлом году я был на концерте
Для кого-то это радость, для них – пустяк
Один из них сказал, что любит Кино
Но понял я, что любит он Зоопарк
Чайф "Rock'n'roll этой ночи"
Подобных отсылок ко всяким историям в песнях "Дерьмонтина" целая кладезь. Меня как раз, помимо грязного до шика звучания, в альбоме завораживала его "непонятность". Половина текстов кажется, мягко говоря, загадочной, если не знать их подоплёку. Вот, к примеру, стёбная "Белая ворона", одна из моих самых любимых песен Чайф, которую я впервые полюбила в более известной акустической версии с "Оранжевого настроения". Кстати, в варианте на "Дерьмонтине" меня удивила не только панковская аранжировка, но и то, что вместо "подруги-заразы" тут поётся "подруги-с*ки" :)
Слава слушает Севу, Дима с Витей – BBC
Они знают всё, о чём не спроси
Тебе противно то, о чём они говорят
Приходи ко мне ночью - будем слушать "Маяк"!
Чайф "Белая ворона"
Тогда мне в голову не могло прийти, что это не просто набор имён, а посвящение конкретным людям - участникам первого состава группы Наутилус Помпилиус, с которым Чайф дружили в середине 1980-х. Или что песня "Твои слова красивы" подразумевает под собой реального героя - Андрея Матвеева, который продвигал Чайф на заре их существования. В общем, не зря в песне "Вместе теплей" есть такие слова: "за каждой строчкой мы видим конкретных людей".
Ну а своеобразным "снимком" того времени в целом является ещё один рок-н-ролльный шлягер, который можно назвать одной из визитных карточек альбома.
Мы играли забвенно, бездарно бренча
Мы делали много просто так, сгоряча
Но я люблю те времена бриллиантовых дней
Когда я был в кругу своих лучших друзей
Чайф "Rock'n'roll это я"
Надо отметить, что классический лично для меня вариант "Дерьмонтина" (тот, который был официально издан) содержит 14 песен, а не 10, так как на него вошло ещё 4 трека с концертного магнитоальбома "Лучший город Европы" 1988 года, не получившего официального воплощения. Их я тоже отношу к "Дерьмонтину" - так уж "прислушалось". В том числе, сюда вошла заглавная вещь с той записи, которая является одной из моих любимых песен из раннего Чайфа.
Летней ночью с крыши дома
Я видел внизу светящийся город
Этот город похож на лучший город Европы
Я увидел над собою такие же звёзды
Я услышал, как где-то играет гитара
Я услышал, как кто-то тихо читает стихи
Чайф "Лучший город Европы"
Издания
Альбом "Дерьмонтин" был выпущен в 1987 году самиздатом на магнитной ленте (бобине). Распространялся в народе через подпольные студии звукозаписи, как и все магнитоальбомы советского рок-андеграунда. Обложку для альбома сделал звукорежиссёр Алексей Густов, на компьютере IBM PC XT и матричном принтере. Это один из первых советских рок-альбомов, для оформления которого была использована компьютерная графика. Та ещё графика, но ведь главное - сам факт! :)
Спустя 10 лет, в 1997 году, альбом "Дерьмонтин" был впервые издан официально на лейбле "Alba", на компакт-диске и кассете. На релиз вошло 4 добавленных трека с концертного магнитоальбома "Лучший город Европы", записанного в 1988 году: "Ветер Шалун", "Сибирский блюз", "Шабенина" и "Лучший город Европы". Данные издания присутствуют на моей Полке с пластинками.
CD выпущен в стандартной пластиковой коробке jewel case. Для диска было сделано новое оформление с изображением засиженной мухами анкеты Чайф из Свердловского рок-клуба на обложке. Прямо-таки в концепции с названием альбома :)
На задней стороне диска отпечатан трек-лист с разделением песен на 1987 и 1988 год, а также составы музыкантов, которыми они были записаны. Шрифт стилизован под печатную машинку, а внизу изображены всё те же мухи. Издание включает 8-страничный буклет с концертными фотографиями группы того периода, чёрная накатка на диск.
Диск изготовлен в Швеции. Стоимость CD "Дерьмонтин" сегодня - около 750 рублей. После кризиса 1998 года были также упрощённые российские допечатки без буклета и с немного другим оформлением - они сейчас стоят существенно дешевле. Оригинальное издание очень качественное и добротное, как все импортные тиражи 1990-х.
Кассета выпущена в стандартном прозрачном пластиковом кейсе. Оформление такое же, как у компакт-диска, но на обложке представлен только фрагмент изображения рок-клубовской анкеты с мухами, из-за узкого формата полиграфии.
Кассета включает 4-страничный двусторонний вкладыш, на внутреннем клапане которого напечатан трек-лист с разделением песен на 1987 и 1988 год и составы музыкантов, а на развороте - концертные фото группы того периода и благодарности.
Кассета изготовлена в России. Стоимость сегодня - около 100 рублей.
В 2003 году компания "Мистерия Звука" выпустила на CD "Багет серию", включающую 10 альбомов Чайф, для которых был сделан 24-х битный цифровой ремастеринг. Диски из данной серии включали многостраничные буклеты, а также на каждый альбом были добавлены редкие бонус-треки. "Дерьмонтин" стал первым выпуском в серии. Данный компакт-диск также присутствует на моей Полке с пластинками.
Переиздание из "Багет серии" в качестве бонуса включает клип на песню "Лучший город Европы" - данное видео, кстати, взято из документального фильма о свердловском роке "Сон в красном тереме" 1989 года. CD выпущен в стандартной пластиковой коробке jewel case. За основу для оформления диска была взята обложка оригинального CD с мухами с добавленной вокруг серебристо-оранжевой "багетной" рамкой - такой дизайн был у всех дисков из этой серии. На обложке присутствует надпись "Выпуск 1".
На задней стороне диска отпечатан трек-лист с разделением песен на 1987 и 1988 год, составы музыкантов, которыми они были записаны, мухи и копирайты. Издание включает 8-страничный буклет-книжку с текстами всех песен и редкими чёрно-белыми фотографиями группы того периода. Оранжевая накатка на CD, сам диск сделан из оранжевого пластика (рабочая сторона оранжевая).
Диск изготовлен в России. Стоимость CD "Дерьмонтин" 2003 года сегодня начинается от 600 рублей. "Багет серия" ценится среди коллекционеров и поклонников и не зря: красивое исполнение, редкие фото, видео и аудио материалы и т.д.
Возможно, альбом "Дерьмонтин" вызовет недоумение у нынешнего меломана, искушённого современными технологиями звукозаписи. Но та задорная энергетика, которая здесь запечатлена, не говоря уже о каком-то грязном обаянии подвального рока 1980-х, с лихвой компенсирует все огрехи. Да и весь изюм этой записи, собственно, в её несовершенстве. Как верно подмечено в буклете к диску, спасибо новым технологиям, позволившим без их применения донести этот альбом в первозданном виде.
Enjoy Listening!
Канал Полка с пластинками. Тёплый. Ламповый. Твой.