Найти тему
Media Kid

Медиамногозадачность у детей: стоит ли беспокоиться?

Media Kid делится исследованием, которое проевели Галина Солдатова, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, и Алина Трифонова, кандидат психологических наук. Текст был опубликован в журнале «Дети в информационном обществе».

* * *

Мы живём в мире всё возрастающей сложности, разнообразия и неопределенности. Это порождает различные явления и феномены, один из самых необычных — многозадачность. Сегодня нам постоянно приходится заниматься несколькими делами одновременно. Так делают и взрослые, и дети. Взрослые чаще вынужденно — под диктовку стремительного темпа жизни, с трудом преодолевая прежние привычки и стереотипы. А вот подрастающим поколениям, которые родились в цифровом мире, многозадачность даётся легко и непринужденно. Но как способность молодых людей делать много дел сразу влияет на результат и на них самих? 

Старшим поколениям очень трудно дается многозадачность. Учёные обнаружили, что коэффициент интеллекта взрослых людей, работавших в режиме многозадачности, сравним с аналогичным показателем тех, кто провёл тяжелую бессонную ночь. Причём чем старше люди, тем такое соотношение более выражено. А взрослый человек, работая в ситуации многозадачности, вопреки субъективным ощущениям, что достигает большего, оказывается в итоге менее продуктивным и даже приносит убытки своей компании.

Среди старших поколений часто встречаются ярые сторонники однозадачности — характеристики традиционного образа жизни. Они убеждены в том, что многозадачность — самый неэффективный способ действия. Однозадачность была важным правилом обыденной жизни во многих странах мира практически до конца ХХ века. Положительное отношение к однозадачности закреплено в многочисленных поговорках и пословицах: «сделал дело — гуляй смело», «делу время — потехе час», «когда я ем, я глух и нем», «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Но есть и другая часть населения — дети цифрового века. Для них однозадачность — это монотонность, унылость и скука для неудачников, а многозадачность — как раз нормально, нечто само собой разумеющееся: а разве можно жить в цифровую эпоху иначе?

-2

От однозадачного мира к многозадачному

Этот переход начался, конечно, не вчера. Изначально понятие многозадачности было связано с компьютерными технологиями. Ещё в 1965 году оно стало использоваться в сфере информационных технологий в качестве характеристики новой операционной системы IBM. Благодаря ей компьютер мог решать одновременно сразу несколько задач. Помимо компьютеров, решающую роль в изменении однозадачного мира сыграло развитие медиа.

Совмещение каких-либо дел с просмотром телевизора или слушанием радио, например выполнение домашней работы под любимую передачу, для родителей современных подростков уже было привычкой. За это им иногда доставалось от родителей, так как привычка однозначно считалась плохой. Известную поговорку: «ты же не Юлий Цезарь!» — чаще повторяли с явным укором.

Почему-то именно в советской культуре миф о многозадачности великого древнеримского полководца особенно прижился. Плутарх писал о том, что во время походов и гладиаторских боев Цезарь упражнялся в том, чтобы, сидя на коне, диктовать сразу несколько писем разным адресатам, занимая этим двух или еще больше писцов одновременно. Кто из родителей сейчас вспоминает эту поговорку? Ведь его ребёнок может одновременно делать «домашку», слушать музыку, общаться в чате с другом — и не с одним, просматривать какое-нибудь видео и отвечать параллельно на смски. Цифровое поколение со своими гаджетами с малых лет всегда «на связи». Один только этот факт уже становится основой режима многозадачности, в котором естественным образом живут современные дети.

Полный текст исследования читайте на сайте Media Kid