Что касается русского рока, то по идее он весь должен был бы быть честным. В шоу-бизнесе он практически не участвовал, альбомы записывал бесплатно в подполье. Однако недолгая история русского рока показывает, что с 1991 года все вчерашние кумиры андеграунда растеряли свой потенциал необъяснимым образом. Парадокс заключается в том, что когда спал запрет внезапно наступил кризис жанра. Мало кто из гремевших в 80-е из магнитофонов сделал что-то дельное в 90-е, почти никто.
Но хочется вспомнить одного из русских рокеров, невероятная энергетика которого не даёт усомниться в честности всего им исполненного. Это Фёдор Чистяков ака Дядя Фёдор. Организатор известной в конце 80-х питерской группы "Ноль".
Тот, кто бывал на его концертах помнит, как от него пёрло на сцене мощью. Электричество летало в воздухе. Помнит его уникальную игру на баяне - от рок-н-ролльных импровизаций до классических аккордных гармоник, баян он встроил в рок-музыку идеально. Причём он ничего особенно не делал - сидел статично, играл на баяне и пел, но заряд давал колоссальный.
Дядя Фёдор был аполитичен, песни писал скорее на злобу дня. Писал, похоже, легко и непринуждённо. Его виртуозные баянные соло на альбоме "Песня о безответной любви к Родине" 1991 года восхищают до сих пор. Ангельский облик Фёдора соседствовал с дьявольской энергией исполнения. Альбом 1991 года переполнен хитами: "Человек и Кошка", "Иду, курю", "Русский Рок-н-ролл", да и все прочие композиции.
Но мой любимый альбом - следующий и последний, "Полундра!" (1992 год). Альбом вышел очень злым и бескомпромиссным - честный Дядя Фёдор честно впитал текущий момент и исторг его вулканом наружу.
В "Полундре" Дядя Фёдор подписал приговор русскому року в песне "Говнорок", в двух куплетах раскрыл свой унылый быт в "Школе Жизни", исполнил злую сатиру в песне "Мажорище" со вставками на баяне мотивов из Прокофьева, между прочим и поставил жирную точку напористой матерной композицией "Блуждающий Биоробот" - наверное лучшая его композиция, она же и последняя на последнем альбоме.
Потом надломилась страна, надломился и Дядя Фёдор - поножовщина в Комарово, дурдом на год, уход в классическую музыку в конце 90-х - интересное переосмысление И.С.Баха на баяне, потом и по сей день секта адвентистов седьмого дня. Эскапизм длинной в двадцать лет.
Чистяков много раз заявлял, что оставляет музыку и каждый раз возвращался, каждый раз с новыми проектами. Но по энергетике они не достигали и половины его Ноля в период 1989-1992 года, та честность была подрастеряна. Такое, наверное, возможно раз в жизни.
Первые две части статей "Честная музыка" тут:
Часть 2. Nirvana