Найти тему

К Магадану через льды

Вспомнились дела давно прошедших лет. Освоение круглогодичной навигации до Магадана. Было это в конце пятидесятых годов. Для этой цели был создан специальный флот. Серия пароходов называлась «Пионер». Класс Регистра УЛА. Расшифровывается: «Усиленный Ледовый Арктика». Грузоподъемность приличная, мощная машина, винты крепкие со съемными лопастями. А набор корпуса! Это не на пароходе Челюскин в Чукотском море. Во льдах корпус не трещал и по швам течи не давал. Пароходы были построены в Выборге. Хорошие пароходы, крепкие пароходы, тёплые пароходы. Но и они, усиленного ледового класса, до Магадана без ледоколов проходили только до ноября. А после — всё, после — только с помощью ледоколов. Линейных ледоколов Москва и Ленинград было мало. Добавили атомный ледокол «Ленин» - тоже оказалось мало. Тогда появились «Шкафы» - «высокорослые» ледоколы, один из которых,«Капитан Хлебников» почему-то запомнился больше других.

Про Охотское море зимой. Прогноз погоды можно не читать, повторяется почти дословно: «Ветер северо-восточный 15-20 м/с, высота волны 6-8 метров, температура за бортом 15-17 градусов по цельсию. Снежные заряды, температура воды минус два-четыре градуса, медленное обледенение.» Медленное обледенение для больших пароходов не столь опасно, но крен, который не устраняется балластными танками — появляется. Крен от обледенения устранить можно способом Толстого: появился ледяной крен - подставь противоположный борт под обледенение. Пароходы, приходящие с грузом, входящие в бухту Нагаева зимой, выглядят мужественно. Не раз слышать приходилось: «Батюшки- светы!.. Да как же вы дошли живыми?!» Но рассматривать некогда, делом заниматься надо - готовиться к швартовке, лёд окалывать. На все про все сутки. Такая морская работа. С шутками и прибаутками. Работать с юмором легче. Про технику безопасности забывать - ни на миг, поскользнуться можно легко. А так... все нормально: следим за уровнем воды в трюмах, в танках. Замеры - по расписанию, с обязательной записью в журнал наблюдений. Все просто. Не надо паники - не на Титанике.

Магадан
7651 интересуется