(2015, Германия)
Продолжаю смотреть еще не виденные мною, расхваленные криминальные драмы последних лет. И увы, на сей раз крутой облом!
Немудрено, что использованная лауреатом главного Оскара-2015 "Бёрдмэном" экстравагантная операторская фишка (съемки всей картины одним планом) резко вошла в моду. Вот и немецкий режиссер Себастьян Шиппер не устоял перед этим искушением. И снял такой же «одноплановый» фильм, а потом даже оторвал за него несколько европейских наград. Однако, если в "Бёрдмэне" помимо операторской работы была уйма других достоинств, от безупречного художественного стиля до столь же безупречной актерской игры, то Шиппер крутанул финт ушами и пошел танцевать от другой печки. Иными словами, он дарит нам не притчу или фантастику, а чистую криминальную правду: два часа из жизни пяти молодых идиотов из Берлина. Причем весь сценарий «Виктории», по признанию самого Шиппера, занял всего... 12 страниц! А всё остальное время эти малоизвестные актеры должны были импровизировать перед камерой. То есть вести себя опять-таки как в реальной жизни.
О-го-го, да этот режиссер-то, кажется тоже гений! Или нет? Сейчас разберемся.
Что ж, высоколобые критики остались в восторге. И, закричав хором "Вах, какой артхуистичный артхаус!", разразились громом аплодисментов. Ну ладно, фиг с ними, а что же увидел в "Виктории" обычный, не страдающий высоколобостью зритель вроде меня? Честно? Да какую-то мутную 2,5-часовую бодягу, где нет ни одного (!) нормального диалога. Зато есть дурацкий словесный понос, вопли, гы-гыканье, визги, пьяные истерики, блевание и прочие звуки, которые жители российских многоэтажек слышат у себя под окнами летними ночами. А тут еще главный и единственный сюжетный поворот фильма зачем-то раскрыли уже в аннотации, что убило в этой "хронике гыгыкающих идиотов" почти всю интригу. Впрочем, пока до этого поворота дойдет дело, минует аж целый час бесцельного шатания пьяных героев по городу. Хотя потом, надо отдать Шипперу должное, у фильма появляется и динамика, и саспенс, но под конец они вновь сдуваются до нуля. Да и сам финал уловившие общее настроение картины зрители предугадают легко. Почти сразу, как только наши храбрые искатели проблем на свои задницы влипнут по-крупному.
***
В общем, "Виктория" - кино явно на любителя. Освоив технику съемок в духе "Бёрдмэна", Шиппер мог бы закрутить на этой фишке мощную криминальную экшен-драму, если бы сделал нормальный "толстый" сценарий и заставил актеров, блин, нормально играть. Но режиссер ударился в дешевые (в буквальном смысле слова) понты и сварганил черт-те что, заодно испохабив свою историю безмозглыми молодежными закидонами и рефлексиями. "Викторию» можно глянуть, если вам хочется посмотреть что-то уникальное и очень реалистичное, почему бы и нет. Но если она вдруг тоже встанет у вас поперек горла, не говорите потом, что я вас не предупреждал.