Песцы на Чукотке бывают двух видов: дикие и одомашненные. Одомашненные не в том смысле, что являются квартирными питомцами, а потому что их разводят на зверофермах. В советское время в большинстве сёл Восточной Чукотки были зверофермы. В настоящее время звероферм осталось две в Лорино и Инчоуне. Самая крупная песцовая звероферма, находится в самом большом национальном селе Чукотки - Лорино.
Если вы никогда не были на песцовой звероферме, то приглашаю на экскурсию.
Попасть на звероферму очень не просто - карантин. Нет, не песцы болеют, наоборот, изолируют песцов от контактирования с человеком, который может принести заразу из села. В Лорино, пожалуй, самая большая на Чукотке популяция собак: упряжные, домашние, бродячие. Собаки, в свою очередь, могут заразиться бешенством от лисиц, которые регулярно заходят в село. В этом году, к примеру, из-за бешенной лисицы зашедшей в Лорино, чуть было не отменили гонку на собачьих упряжках.
На лоринской звероферме около 400 взрослых песцов и полторы тысячи щенков. Песцы двух цветовых категорий: голубые и серебристые. По словам заведующей зверофермы Елены Ивановны, у хозяйства две беды: рынок сбыта и селекция. Не выделанная шкурка песца стоит 3000 рублей, выделка - 5000. Продажа ведётся в основном штучно и мелкооптово, а для развития хозяйства нужен крупный, оптовый покупатель. Одна проблема тянет за собой другую - из-за недостатка средств уже давно не производилось "обновление крови", с каждым годом происходит деградация лоринской популяции песцов.
Звероферма принадлежит территориально-соседской общине "Лорино". Не смотря на то, что звероферма не приносит прибыли она необходима. Во-первых, она является естественным звеном в организации морзверобойного промысла. ТСО "Лорино", ежегодно добывает 50-60 китов в год - ливер, мясо, кости идут на корм песцов. Во-вторых - рабочие места: на звероферме работает 14 сотрудников, для национального села, даже и самого большого на Чукотке, это существенный показатель.