Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Немецкий истребитель танков «Jagdtiger» - большой провал? Часть-1

Иногда больше – это лучше. Но не ко всем областям данный термин применим. Взять хотя бы бронетехнику: больше калибр – мощнее снаряд – больше шансов поразить цель. Вероятно, этим руководствовались немцы, решив соединить 128-мм зенитную пушку PaK 44 с шасси самого нового тяжелого танка Tiger II. В итоге получилась самая массивная самоходка времен Второй Мировой, «рекорд» которой так и не превзошли.

128-мм орудие FlaK 40, которое стало основным для Jagdtiger
128-мм орудие FlaK 40, которое стало основным для Jagdtiger

Самоходных орудий – хороших и разных!

Механик водитель на броне своей САУ. За ним - плита в 250 мм брони
Механик водитель на броне своей САУ. За ним - плита в 250 мм брони

Во время Войны, немцы выпускали множество самоходок, которые разделялись на две группы – истребители танков (Jagdpanzer) и штурмовые орудия (Sturmgeschutz). Они выпускались на шасси всех имеющихся танков. А относительная простота производства обусловила большие объемы. Тем не менее, экономия веса за счет отказа от вращающейся башни, позволяла оснащать машины мощными орудиями и основательным бронированием. Естественно, что с началом производства 68-тонного Tiger II, сразу встал вопрос об использовании этого шасси для создания самоходки. Осенью 1943 года полноразмерный макет будущего Jagdtiger был показан Гитлеру. Как человек, склонный к гигантомании, он с энтузиазмом принял машину, одобрив ее серийное производство.

Тяжело бронированная машина стала самым массивным образцом бронетехники, коим остается по сей день
Тяжело бронированная машина стала самым массивным образцом бронетехники, коим остается по сей день

Охотничий Тигр

По бортам и с кормы машина была крайне уязвима: 80 мм по бортам рубки и корпуса - практически, без наклона брони. В 1944 году это уже не было аргументом
По бортам и с кормы машина была крайне уязвима: 80 мм по бортам рубки и корпуса - практически, без наклона брони. В 1944 году это уже не было аргументом

Машина получилась поистине огромной. Длина – 11 метров, высота – почти три. А масса машины превышала показатель в 72 тонны. Львиная доля веса приходилась на 25-сантиметровые лобовые бронелисты рубки. Корпус был защищен слабее: 15 сантиметров – верхний бронелист, 10 – нижний. Естественно, сзади и по бортам машина была значительно слабее.

Машина получилась крайне дорогой - на нее требовалось много стали, она расходовала огромное количество топлива, а постоянные поломки требовали регулярного снабжения
Машина получилась крайне дорогой - на нее требовалось много стали, она расходовала огромное количество топлива, а постоянные поломки требовали регулярного снабжения

Мотор Jagdtiger тоже унаследовал у своего “родственника» - это был Maybach HL P30 мощностью в 690 сил. И если на Tiger II этого было почти достаточно, то потяжелевшая на 60 процентов САУ стала еще медленнее. Теоретически, его скорость по шоссе составляла 34 км\ч. На деле же, по разбитым войной дорогам «Ягдтигр» едва развивал 16 км\ч. Естественно, такие нагрузки на двигатель не проходили даром – моторы часто ломались, а полных баков редко хватало на 100-километровый марш.

Машины разной степени готовности на заводе Nibelungwerke
Машины разной степени готовности на заводе Nibelungwerke

Основное вооружение представлено 128-мм нарезной пушкой с длиной ствола в 55 калибров. Огромное орудие наводилось в горизонтальной плоскости лишь на 10 градусов. Непростым делом была и зарядка: раздельное заряжание даже с двумя заряжающими занимало много времени, а вес снаряда в среднем достигал 30 килограммов. Более того, для зарядки казенник должен был находиться строго в определенном положении.

До Jagdtiger, здесь выпускали САУ Ferdinand (и его производную - Elephant)
До Jagdtiger, здесь выпускали САУ Ferdinand (и его производную - Elephant)

Но все это с лихвой окупалось мощью орудия. Снаряд с начальной скоростью в 950 м\с мог пробить до 173 мм брони с двух километров. А слабобронированные цели поражались с трех – и более километров. Для защиты от пехоты использовался спаренный пулемет, который иногда дополняли еще одним – над моторной плитой. Казалось бы – непобедимое и смертоносное орудие. Но танковый ас Отто Кариус придерживался иного мнения:

Наведение осуществлялось движением всей машины. Из-за этого коробки передач и дифференциалы быстро вышли из строя. <…> Было необходимо иное решение для походного фиксатора длинного орудия. Для того, что бы его снять, требовалось выходить из машины, что не всегда представлялось возможным. А если ее не фиксировать, то подъемные механизмы быстро выходили из строя, и прицеливание становилось невозможным <…> Бывало достаточно одной кочки, что бы 8-метровое орудие рассинхронизировалось с прицелами».

И все-таки зачем?

«Ягдтигр» предназначался для снайперской стрельбы по вражеским танкам с больших дистанций, оставаясь неуязвимым для ответного огня. Опять же, понятная и логичная концепция. Но у немцев уже была превосходная 88-мм PaK 43, которой оснащали более легкий Jagdpanther. Ее было достаточно для борьбы со всеми имеющимися танками союзников, включая советский ИС-2 и британский Churchill VII, и дальность ее была тоже на высоте.

Машина, принадлежавшая Schwere Panzerjäger-Abteilung 512
Машина, принадлежавшая Schwere Panzerjäger-Abteilung 512

Даже бронепробитие PaK 44 было примерно на таком же уровне. Главным отличием была дальность: больший пороховой заряд позволял дольше сохранять снаряду энергию – даже на дистанциях. Иначе говоря, все компромиссы, на которые пошли, дабы поместить огромную зенитную пушку в бронированный корпус, были только ради этого. И не исключено, что делалось это с заделом на будущее – которого, к счастью, у нацисткой Германии не стало. А самые тяжелые самоходки, самые большие танки и самые быстрые самолеты ничем не смогли изменить предрешенный исход.