История чудесного спасения.
Полёт предстоял довольно долгий. Airbus A330 один из самых надёжных авиалайнеров, предназначенных для дальних перелётов. Воздушное судно, на котором было 47 тонн горючего и 306 человек, поднимается в воздух из Торонто. После многочасового перелёта, самолет должен приземлиться в аэропорту Лиссабон.
Диспетчер сообщил экипажу, что впереди над Атлантикой всё чисто. Погодные условия благоприятны. Но, тем не менее сместил рейсу 236 курс на 100 километров южнее. Эта маленькая поправка сыграет важную роль в судьбе самолёта.
Каждые 30 минут полёта на Атлантикой, экипаж сверял полётные данные. И хотя Airbus A330 был одним из самых современных и компьютеризированных машин, всё же расчеты топлива производились в ручную. Первые пять с половиной часов было всё как обычно. Пассажиры расслабившись в салоне, наслаждались длительным перелётом.
Но, в какой-то момент приборы стали выдавать странные показания: температура масла в одном из двигателей стала значительно падать, что априори невозможно. Пилоты были в растерянности. Ведь температура может только подниматься. Первая мысль - неисправные датчики. Пилоты связываются с наземной службой, сообщая о странных показаниях, но они не смогли найти ответы. Вскоре приборы выдают новое сообщение: дисбаланс топлива. Экипаж принимает решение перелить топливо из одного бака в другой, с помощью перепускного клапана. Проблема должна была решиться, но увы...
Всё дело в том, что в этот момент в одном из двигателей происходила серьёзная утечка горючего. И в данной модели самолёта это определить было практически невозможно. Капитан просит стюардессу взять фонарик и выглянуть в иллюминатор, чтобы визуально определить утечку. К сожалению девушка в темноте ничего не смогла разглядеть. Экипаж стал понимать, что проблема стала критической и до Лиссабона им уже не дотянуть. Было принято решение о скорейшей посадке, а ближайшая полоса находилась в трёхстах километрах от них. Капитан всё ещё думал, что все странные показания, это всего лишь ошибка компьютера. Ведь безосновательная посадка, могла грозить серьёзными служебными проблемами.
Стюардессы разносили в салоне завтрак, когда свет начал моргать. Правый двигатель просто заглох. На высоте 12 тысяч метров самолёт не мог лететь на одном двигателе. Капитан принимает решение о снижении высоты полёта до 10 тысяч. Перекачка топлива из одного бака в другой также стала невозможной. Баки были пусты. Единственное решение - посадка на аэродроме авиабазы Lajes. Но до него ещё оставалось порядка 250 километров. Терпящий бедствие авиалайнер ещё 10 минут летел на одном двигателе. Вскоре такая же участь постигла и второй. От нехватки топлива он начал барахлить, а до посадочной полосы оставалось 157 километров.
И вот: наступила тишина. Последний двигатель заглох. Огромный самолёт, превратившийся в планёр летел прямо к океану. Капитал просит стюардессу подготовить пассажиров к посадке на воду и надеть спасательные жилеты. И хотя это был единственный шанс, экипаж понимал, что посадка Airbus A330 на воду при высокой скорости планирования даёт очень маленький шанс на выживание, но выбора не оставалось. Хотя ещё теплилась надежда, что им удастся дотянуть до Азорских островов, где все спасательные службы были в полной боевой готовности принять аварийную посадку рейса.
У людей в салоне стали сдавать нервы и многие из них прощались друг с другом, понимая, что это последние минуты их жизни. Пассажиры уже смирились с тем, что им суждено погибнуть.
Экипаж всё ещё не видел взлётно-посадочную полосу. Диспетчер сообщил, что их рейс находится в одиннадцати километрах от места посадки. У экипажа не было права на ошибку, нужно было посадить огромный лайнер, применив всё своё мастерство и помощь свыше. Капитан совершает несколько сложных манёвров, чтобы сбросить скорость перед приземлением. До столкновения с землёй оставались считанные метры. Пилоты выпускают шасси, что позволило бы сбросить скорость, но перед самой посадкой скорость резко возросла. Даже если им удастся посадить самолёт, то без двигателей им трудно будет затормозить огромный лайнер.
Наконец, судно коснулось земли и мчалось по полосе на высокой скорости. В салоне звучали крики и молитвы пассажиров. Потеряв 8 шин из 12, экипажу с большими усилиями удалось благополучно посадить и затормозить самолёт. В салоне раздались крики "Браво". Люди не верили, что им удалось выжить, не смотря на то, что пришлось пережить в последние минуты.
Остаётся вопрос: как получилось, что современный лайнер остался без горючего во время полёта?
Эксперты проверили отчёты по техобслуживанию самолёта. Выяснилось: что за пять дней до полёта, компания "Эйр-Трансат" изъяла неисправный двигатель и заменила на новый, который был поставлен фирмой "RolsRoys". Вскоре эксперты обнаружили ошибку. Но, ошибка была не в конструкции двигателя, а в его техобслуживании. Фирма "RolsRoys" недоукомплектовала двигатель гидравлическим насосом. Тогда механики решили использовать насос от старого двигателя, но они не точно подходили друг к другу. Под действием вибрации шланг гидропривода соскочил и стал тереться о шланг теплопровода.
В результате в топливном трубопроводе образовалось отверстие, через которое и вытекало горючее. Вскоре это отверстие значительно увеличилось и горючее просто потекло рекой, не доходя до двигателя. Удивительно, но механик сообщил руководству авиакомпании о проблеме несоответствия комплектующих. Но, руководство заявило, что самолёт не может простаивать и ничего не случится, если будут применены старые шланги с разницей в несколько миллиметров. Но эти мелкие нюансы, чуть не стоили жизни 306 человек.
Какую роль в этой истории сыграл диспетчер?
Дело в том, что в начале полёта диспетчер Торонто задал рейсу 236 новый курс, сместив его на 100 километров южнее от первоначального направления. Благодаря этому авиалайнер оказался значительно ближе к Азорским островам, где экипажу удалось с трудом посадить самолёт. Не будь этой поправки - всё могло бы закончится катастрофой!