Ребенок берет чужие вещи. Приносит их домой. Одни родители тут же устраивают «очную ставку», стыдят ребенка, наказывают, а другие, напротив, не обращают на это внимание:
«Что такого? Поиграет, вернет, у нас же тоже игрушки пропадали».
При этом есть и иные формы поведения в данной ситуации. Давайте рассмотрим, что же важно учитывать в сложившейся ситуации.
Содержание статьи:
- Возраст;
- Причины;
- Действия;
- Профилактика;
- Вместо эпилога;
Возраст
Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста? то важно понимать, что разница между «моим», и «чужим» еще не сформирована. И если ребенку очень нравится эта игрушка, она уже «его».
На этом этапе развития ребенку сложно понять, почему рисунок, который он нарисовал в детском саду или клубе, он может забрать домой, а вот краски, которыми рисовал его — нет.
Почему, когда он берет и примеряет вашу шляпу, вы умиляетесь, а если берет ваши документы или телефон, сердитесь.
Именно родители впервые информируют ребенка о понятиях и границах. Таких, как: «ценное», «мое», «твое», «свое», «чужое», «общее», «личное» и т.д.
А вот уже старший дошкольник, понимающий эту разницу, но стремившийся завладеть чужим имуществом, нередко тщательно это скрывает. Ребенку приходится выдумывать, изворачиваться и лгать вам.
«Мне дали поиграть», «Я не знаю, как это попало в мой шкафчик» и т.д.
У подростков это уже не эпизод, не ошибка, а уже более осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.
Причины
На самом деле причин может быть множество, и важно разбирать каждый конкретный случай в отдельности, но наиболее распространенные причины того, что ребенок берет чужие вещи это:
- Спонтанное желание обладать чем-либо или каким-либо предметом своего «кумира»;
- Отсутствие понятий о поступках «хорошо — плохо», «правильно — неправильно»;
- Несформированность понятий о своих границах и границах другого;
- Необходимость компенсировать свою «непопулярность» среди сверстников, подкупив их;
- Желание «заполнить» свой дефицит во внимании, ласке, принятии со стороны значимых для него людей;
- Нарушение коммуникативных навыков (ребенку сложно договариваться со сверстниками, просить их о чем-либо, обмениваться и т.д.);
- Демонстрация своей смелости, независимости и пренебрежения к установленным рамкам;
- Подавление собственной воли и «ловушка шантажа» со стороны сверстников или более старших ребят;
- В отдельных случаях это может быть навязчивое воровство невротического характера (психологическая зависимость) и др.
Ребенок берет чужие вещи: Действия
От действий взрослых на самом деле очень многое зависит. Ребенок впервые взял чужую вещь.
Важно:
- Не попустительствовать этому и не оставлять без вашего внимания;
- Не стыдить и не навешивать на него ярлык «вора»;
- Не запугивать ребенка полицией и тюрьмой;
- Не наказывать физически, не унижать его.
Необходимо:
- Осознавать свои чувства в связи с происходящим;
- Обсудить произошедшее с ребенком, не избегая при этом конкретики (это воровство, это нарушение границ и закона);
- Вернуть вещи или деньги владельцу (при этом важно оказать ребенку поддержку);
- Поговорить с ребенком о том, что им двигало (чувства, мотивы);
- Совместно проанализировать родителям первопричины данного поведения (ситуацию в семье в целом);
- При необходимости оказать ребенку психологическую помощь.
Профилактика
Для профилактики данного явления в вашей семье желательно:
- Уважать границы самого ребенка и формировать у него представления о границах другого;
- Разъяснять ребенку о нормах поведения не в виде лекций и нотаций, а через чтение литературы, игры, доверительных бесед;
- Демонстрировать ребенку уважение К собственности другого личным примером;
- Не создавать коалиций в семье (дочь и мама против папы и т.д.);
- Не вовлекать ребенка в вашу ложь;
- Говорить с ребенком о его потребностях, чувствах и желаниях, при этом «встречаться» с тем, что не всегда наши желания могут быть удовлетворены сразу.
- Помогать ребенку «переваривать» различные чувства: злость, зависть, обиду, отвержение, одиночество и др.;
- Помочь ребенку адаптироваться в социуме, а также развить его коммуникативные навыки;
Вот вроде бы все ясно и понятно, но на самом деле, столкнувшись с подобной ситуацией, нам, родителям, становится очень непросто.
Видео «Детское воровство. Право быть другим. Выпуск 22»:
Вместо эпилога
Всплывает много собственных чувств. Это и стыд («Мой ребенок вор!»), и чувство вины («Я плохая мать/плохой отец»), и жалость к себе («Это все потому, что я его одна воспитываю»), и злость («Негодяй! Как ты мог!»), и страх («что же теперь будет с ним в классе… а дальше в жизни?»).
И много еще каких чувств. Да, у каждого непременно это свой набор. А кто-то и вовсе «попадет в собственную травму детства» или просто вспомнит, как это было у него. У вас было? Ну, вспомните! Я вспоминаю…
Как мне хотелось обладать таким мягким, с ясными глазками германским пупсом моей соседки. Он был «словно живой ребенок». Он снился мне во сне, наверное, если бы я не боялась разоблачения… Ох, непросто мне было переживать это — не было возможности обсудить свою зависть, да что там обсудить — я ее даже и не осознавала тогда.
Сейчас, когда моя дочь говорит мне:
«Мама, я так позавидовала этой девочке, что нее такая игра!».
Или что-то подобное… Я радуюсь. Радуюсь, что есть возможность обсудить это, переварить, контейнировать. И тем самым, возможно, уберечь от необдуманных, спонтанных, построенных на невротическом переживании действий.
А ваш ребенок берет чужие вещи? Напишите комментарий.