Первое, и, наверное главное, что требуется понять: положения закона о безопасности дорожного движения относятся ко всем юр.лицам и ИП, независимо от того, сколько автомобилей в организации, какие это авто, что они перевозят и перевозят ли вообще. Если на балансе предприятия есть транспорт (хотя бы 1 авто), либо бухгалтерия списывает ГСМ на арендованные/лизинговые автомобили - начинаем изучать положения статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г .
Сами положения содержат не так много конкретики и больше похожи на лозунги: "За всё хорошее, против всего плохого!" Тем не менее, суть излагаемого можно описать формулой: "Исправный автомобиль/исправный водитель".
Исправный автомобиль
Исправность автомобиля подтверждается не только вовремя пройденным ТО и диагностической картой, но и ежедневным предрейсовым техническим контролем. Соответственно, автомобиль выезжающий на дороги общего пользования не должен иметь неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация, а также не должен быть самостоятельно переоборудован. Про ежедневный предрейсовый технический контроль - отдельная статья.
Так же, не стоит забывать, что автомобиль должен быть чист (должен быть в наличии договор с автомойкой), застрахован и, если разрешенная масса автомобиля более 3,5 тонн - иметь исправный тахограф. Перевозка опасных грузов, международные перевозки и регулярные пассажирские перевозки - отдельная тема.
Исправный водитель
Если с исправным автомобилем всё кажется более/менее понятно, то что такое "исправный" водитель? Федеральный закон 196-ФЗ даёт достаточно скупую информацию на этот счёт. Раскрывают положения статей несколько других ФЗ и приказов, которые приведу в другой статье. Однако, что следует знать:
1. Водитель - сотрудник организации, управляющий автомобилем (не жена директора, только потому, что она его жена). Многие думают, что назвав человека, сидящего за рулём школьного автобуса менеджером по доставке детей, они решают все проблемы. Представляете себе разговор сотрудника ДПС с таким "менеджером"? - Лейтенант Иванов, Ваши документы, пожалуйста! - Какие документы? Я же не водитель! Я - менеджер!... Итак, директор, менеджер, дворник, любой, кто управляет автомобилем - водитель! Как правильно, с точки зрения ТК оформить водителя и управляющего автомобилем по совместительству - в следующих материалах.
2. Водитель должен быть закреплен за определенным автомобилем (да, хоть за всеми автомобилями, но соответствующий приказ должен быть).
3. Каждый водитель (даже генеральный директор) должен иметь действующую медицинскую справку, ежегодно обследован (профосмотр) и ежедневно допущен к рейсу медиком (предрейсовый медицинский осмотр). Этому посвящена вся статья 23 разбираемого закона.
4. Водитель не может быть допущен к управлению транспортным средством, если профессионально не компетентен, т.е. не прошёл стажировку, вводный и сезонный инструктаж (в некоторых случаях ещё специальный и предрейсовый), ежегодное повышение квалификации по 20-часовой программе. Это значит, что если вместо штатного водителя за руль служебного авто сел менеджер, не соответствующий вышеуказанным требованиям - должностное лицо, выпустившее такого водителя получит 20000 рублей штрафа, а организация - 100000 рублей (КоАП 12.31.1 пункт 1). Вообще, про ответственность перевозчиков и эксплуатантов - отдельная статья, если Вам будет это интересно.
5. Водитель не должен работать более 8 часов, при этом рабочий день водителя начинается не с того момента, как он сел за руль, а с того момента, как он НАЧАЛ проходить предрейсовый медосмотр (т.е. "-10" минут от времени, указанного в штампе медработника, в путевом листе).
Подписка на канал гарантирует, что Вы не пропустите следующий материал, а лайки повышают мою мотивацию создавать новые статьи
Кто обеспечивает безопасность дорожного движения в организации?
Даже если в организации имеется всего один автомобиль, да и тот - легковой, обеспечивать безопасность дорожного движения должны специально обученные сотрудники: ответственный за безопасность дорожного движения (руководитель), контролёр по выпуску ТС на линию (механик), диспетчер и медработник из медицинской организации, имеющей лицензию на предрейсовые медосмотры. Если транспорта менее 50 единиц, первые три должности может совмещать один человек, имеющий высшее образование и прошедший обучение по утвержденным программам.
Если вышеуказанных сотрудников на предприятии нет - ответственность за это понесут генеральный директор и кадровики.
Выводы:
Если в Вашей организации есть хотя бы один автомобиль, то целесообразно посчитать, что выгоднее:
- организовать эксплуатацию своего транспорта в соответствии с Законодательством, взяв в штат организации требуемых сотрудников, либо заключив договоры (от 15000 рублей в месяц);
- заплатить все штрафы, если случится проверка (от 50 000 до 1 500 000 рублей, не исключая арест автомобилей и уголовную ответственность руководителя организации);
- избавиться от транспорта и пользоваться услугами транспортных компаний (пусть за всё отвечают они!)