Музыкальность напрямую связана с разумностью. Чем умнее животное, тем оно музыкальней. Для кошек и собак музыка — это, скорее, просто любопытные и непонятные звуки. Но попугаи, слоны и, конечно, китообразные понимают в музыке побольше.
Ютуб полон роликов с поющими и танцующими попугаями. Нетрудно заметить, что птицам весело и что танцевальные движения не случайны, а сменяются в такт песне.
О песнях китов знают все. Немногое пока удалось понять об их песенном языке, но уже известно, что их песни устроены по определённым правилам и что киты постоянно сочиняют новые песни. А ещё — что разные “племена” поют в разных стилях. И если горбатые киты предпочитают неизменные песни, — словно классическую музыку, — то гренландские киты любят импровизировать и соединять мотивы, будто в джазе.
В 2000 г. в Таиланде появился слоновий оркестр. Огромные прочные инструменты построили специально для слонов. Отчасти, конечно, этот оркестр — аттракцион для туристов, но один из его создателей, Дэйв Солджер, также преподаёт нейронауку в Колумбийском университете. Он исследует слонов, их разум и музыкальные способности.
Первоначально слонов собирались дрессировать, но оказалось, что музыка нравится им самим, играют они с удовольствием и понимают, что делают. Так, ради эксперимента одной из клавиш гигантского слоновьего ксилофона намеренно испортили настройку. Тогда слон-ксилофонист перестал её использовать.
Любопытные результаты получили исследователи, изучая отношение к музыке у шимпанзе.
Один из экспериментов дал парадоксальные результаты. Оказалось, что обезьяны всему предпочитают тишину и равнодушны даже к Моцарту, музыка которого считается абсолютным идеалом гармонии и красоты (как известно, Моцарта ставят даже коровам для увеличения надоев).
Но другие исследователи обратили внимание, что в эксперименте использовалась только западная музыка — разных жанров и разных эпох, но лишь одной, европейской гармонической системы. Эксперимент повторили, включив в него африканскую, индийскую и японскую музыку. Выяснилось, что индийские и африканские напевы нравятся шимпанзе намного больше.
По мнению учёных, дело в ритме. В африканской и индийской музыке ритм более пластичный, нет такого яркого выделения сильных долей, нет строгого деления на одинаковые такты. Чёткий ритм, тем более — подчёркнутый ударными инструментами обезьяны воспринимают как угрозу и стараются держаться подальше.
Неудивительно! Ведь самый чёткий ритм мы слышим в маршах и боевых песнях.
***
Долгое время шли споры о древнейшей “неандертальской флейте” из Дивье Бабе.
Существование палеолитических флейт бесспорно, найдено их достаточно, но все они принадлежат сапиенсам. Была ли музыка у неандертальцев?
А почему, собственно, нет, если зачатки её рождаются уже у высших животных? Несомненно, вместе с речью развивалось и пение. Вполне вероятно, что и эректусы пели. Изготовление музыкальных инструментов — уже совсем другой этап развития… “Флейта” из Дивье Бабе, увы, просто прокушенная зверем кость. Но, возможно, когда-нибудь археологи найдут и настоящую неандертальскую флейту, как нашли примитивные рисунки и свидетельства ранних ритуалов.
...Что, если у других подвидов человека было другое отношение к чёткому ритму? И, допустим, неандертальцы боялись его, как боятся шимпанзе? Они дрожали и прятались, заслышав боевые песни сапиенсов, а музыка уже тогда была разновидностью психологического оружия.
Возможно!
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!