Найти тему
Ваш Казначей

Как работает исламский банкинг?

На чем строится исламская экономика?

Не секрет, что исламская экономика имеет свои специфические особенности, обусловленные принципами Шариата, на которых она строится. Суть этих принципов сводится к исключению несправедли­вости в процессе производства и распределения материальных ресурсов. Исламское право является руководящим в жизни всех мусульман, включая и сферу экономических отношений.

Однако в представлении человека, далекого от исламского мира, довольно сложно заниматься традиционными финансовыми операциями и вести бизнес, при этом соблюдая все морально-этические принципы. Разберем все же, как исламская экономика на практике реализует свои социальную на­правленность и обеспечивает благополучие людей.

Одной из основополагающих концепций исламского финансирования является понятие «на­местничества», в соответствии с которым владе­лец какого-либо имеющего материального и ценного ресурса является всего лишь поверенным его истинного вла­дельца – Аллаха. А, поскольку, человек не является его настоящим владельцем, он не имеет права незаконно обогащаться на данном ресурсе. Таким образом, все участники экономической деятельности должны следовать принципам равноправия и справедливости в распределении ценностей и материальных ресурсов.

Исламская экономическая модель не исключает получение прибыли, но эта прибыль должна быть получена в результате только полезной для общества и людей деятельности, не нарушающей права людей и развивающей партнерство между ними. Звучит, конечно, очень правильно. Но как все же это реализуется на практике?

Исламские банки и финансовые институты занимаются инвестированием и накоплением денежных средств, как и все другие. Однако в их деятельности существуют следующие ограничения:

  • запрещается предоставлять кредитование с целью прираще­ния капитала (араб. «риба»)  в виде надбавки или процента к сумме основного долга.
  • запрещается какая-либо неопределенность в условиях финансовой сделки (араб. «гарар»), которая  делает или не делает контракт недействи­тельным. При этом этот фактор неопре­деленности в предмете договора или в отноше­нии цены товара должен быть исключен и в сделках на открытом рынке. Т.е. совершение спекулятивных сделок на финансовых и товарных рынках также является нарушением принципов Шариата, т.к. спекулянты обогащаются тогда, когда теряет кто-то другой.
  • запрещаются любые элементы азарта в эко­номических отношениях (араб. «мейсир»), т.е. выигрыш одной из сторон в результате благоприятного стечения обстоятельств. Поэтому  все сделки должны быть подкреплены реальными активами, связаны с реальным производством и использованием человеческого труда. Этот принцип позволяет надежно защитить экономику, построенную на принципах ислама, от кризисов, характерных для финансовых рынков большинства капиталистических стран.
  • запрещается участие в производстве и распространении алкогольной, наркотической и порнографиче­ской продукции, а также табачных изделий и других за­прещенных исламом продуктов и услуг (включая даже переработку и торговлю свининой и мясом других животных, заколотых с нарушением правил, установленных Шариатом).

Инструменты исламского банкинга

Чтобы следовать запрету на начисление процентов за предоставление финансирования, исламские банки выступают в роли финансовых посредников. Например, в случае с прямым кредитованием, деньги предоставляются компаниям в обмен не на проценты, а на места в правлении или совете директоров. В таком случае, банк компенсирует свои риски в случае развития компании и роста ее стоимости (т.е. работает принцип взаимной выгоды и пользы).

Если же, например, компании желают привлечь финансирование путем выпуска облигаций, то своим инвесторам они предоставляют право собственности на базовый актив, который гене­рирует прибыль (например, объект недвижимости, который кредитор может сдавать в аренду).

Еще одним инструментом инвестиционного финансирования или пополнения оборотного капитала компании в исламской экономике является модель участия финансового института в ка­питале или собственности клиента (контракты «мушарака» и «мусакат») путем заключения договора товарищества, по которому полу­ченная прибыль или убытки делится между участниками в заранее оговоренных долях или пропорционально вкладу в капи­тал.

Существуют в исламском финансировании также и добровольное пожертвование (в случае с беспроцентными займами, если заемщик не может вернуть заем), а также добровольные премиальные (араб. «хиба»), которые клиент может сам пожелать выплатить банку, чтобы покрыть его адми­нистративные затраты (оплата комиссий банка).

Таким образом, исламский банкинг — это прежде всего сектор, обслуживающий реальную экономику и призванный выполнять функции проведения расчетов и перераспределения денежных средств, а не отдельный вид бизнеса, целью которого всегда является получение прибыли.

Подробнее на сайте проекта Вашказначей.РФ!