На чем строится исламская экономика?
Не секрет, что исламская экономика имеет свои специфические особенности, обусловленные принципами Шариата, на которых она строится. Суть этих принципов сводится к исключению несправедливости в процессе производства и распределения материальных ресурсов. Исламское право является руководящим в жизни всех мусульман, включая и сферу экономических отношений.
Однако в представлении человека, далекого от исламского мира, довольно сложно заниматься традиционными финансовыми операциями и вести бизнес, при этом соблюдая все морально-этические принципы. Разберем все же, как исламская экономика на практике реализует свои социальную направленность и обеспечивает благополучие людей.
Одной из основополагающих концепций исламского финансирования является понятие «наместничества», в соответствии с которым владелец какого-либо имеющего материального и ценного ресурса является всего лишь поверенным его истинного владельца – Аллаха. А, поскольку, человек не является его настоящим владельцем, он не имеет права незаконно обогащаться на данном ресурсе. Таким образом, все участники экономической деятельности должны следовать принципам равноправия и справедливости в распределении ценностей и материальных ресурсов.
Исламская экономическая модель не исключает получение прибыли, но эта прибыль должна быть получена в результате только полезной для общества и людей деятельности, не нарушающей права людей и развивающей партнерство между ними. Звучит, конечно, очень правильно. Но как все же это реализуется на практике?
Исламские банки и финансовые институты занимаются инвестированием и накоплением денежных средств, как и все другие. Однако в их деятельности существуют следующие ограничения:
- запрещается предоставлять кредитование с целью приращения капитала (араб. «риба») в виде надбавки или процента к сумме основного долга.
- запрещается какая-либо неопределенность в условиях финансовой сделки (араб. «гарар»), которая делает или не делает контракт недействительным. При этом этот фактор неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара должен быть исключен и в сделках на открытом рынке. Т.е. совершение спекулятивных сделок на финансовых и товарных рынках также является нарушением принципов Шариата, т.к. спекулянты обогащаются тогда, когда теряет кто-то другой.
- запрещаются любые элементы азарта в экономических отношениях (араб. «мейсир»), т.е. выигрыш одной из сторон в результате благоприятного стечения обстоятельств. Поэтому все сделки должны быть подкреплены реальными активами, связаны с реальным производством и использованием человеческого труда. Этот принцип позволяет надежно защитить экономику, построенную на принципах ислама, от кризисов, характерных для финансовых рынков большинства капиталистических стран.
- запрещается участие в производстве и распространении алкогольной, наркотической и порнографической продукции, а также табачных изделий и других запрещенных исламом продуктов и услуг (включая даже переработку и торговлю свининой и мясом других животных, заколотых с нарушением правил, установленных Шариатом).
Инструменты исламского банкинга
Чтобы следовать запрету на начисление процентов за предоставление финансирования, исламские банки выступают в роли финансовых посредников. Например, в случае с прямым кредитованием, деньги предоставляются компаниям в обмен не на проценты, а на места в правлении или совете директоров. В таком случае, банк компенсирует свои риски в случае развития компании и роста ее стоимости (т.е. работает принцип взаимной выгоды и пользы).
Если же, например, компании желают привлечь финансирование путем выпуска облигаций, то своим инвесторам они предоставляют право собственности на базовый актив, который генерирует прибыль (например, объект недвижимости, который кредитор может сдавать в аренду).
Еще одним инструментом инвестиционного финансирования или пополнения оборотного капитала компании в исламской экономике является модель участия финансового института в капитале или собственности клиента (контракты «мушарака» и «мусакат») путем заключения договора товарищества, по которому полученная прибыль или убытки делится между участниками в заранее оговоренных долях или пропорционально вкладу в капитал.
Существуют в исламском финансировании также и добровольное пожертвование (в случае с беспроцентными займами, если заемщик не может вернуть заем), а также добровольные премиальные (араб. «хиба»), которые клиент может сам пожелать выплатить банку, чтобы покрыть его административные затраты (оплата комиссий банка).
Таким образом, исламский банкинг — это прежде всего сектор, обслуживающий реальную экономику и призванный выполнять функции проведения расчетов и перераспределения денежных средств, а не отдельный вид бизнеса, целью которого всегда является получение прибыли.
Подробнее на сайте проекта Вашказначей.РФ!