В 1996 году профессиональный музыкант и влиятельный продюсер Уолтер Беккер, известный также, как участник рок-группы Steely Dan, ввел в обиход новый термин - GAS (Gear Acquisition Syndrome), что в переводе означает Синдром Приобретения Оборудования. В своей колонке популярного журнала Guitar Player Беккер рассказал о распространенной среди музыкантов мании покупать новое оборудование.
Синдром Приобретения Оборудования проявляется в неконтролируемом желании приобретать все новые и новые музыкальные инструменты и оборудование, невзирая на небольшое отличие в звучании.
Гасеры, как называют музыкантов-шопоголиков, часто оказываются разочарованными в собственных покупках. Ведь выбранное по численным отзывам и видео-обзорам оборудование, в итоге нередко оказывается посредственным или ничем не отличающимся от предыдущего. Но даже разочарование не останавливает гасеров. Остановить их способно только полное отсутствие денег, бедность.
ТОП-3 оправданий гасеров
Свой музыкальный шопоголизм гасеры чаще всего оправдывают тремя мотивами:
- 1. Мне не нравится, как я звучу. Новая гитара или примочка исправят ситуацию.
- 2. Мне просто нравится собирать музыкальные инструменты и оборудование. Хочу иметь собственную коллекцию.
- 3. Я сессионщик, играю в нескольких группах. Соответственно, для разных стилей мне нужны разные инструменты и примочки.
Стадии GAS
В GAS выделяют семь стадий зависимости. Первая стадия - неудовлетворение. У музыканта создается впечатление, что его инструменты и примочки - хуже, чем у других. Появляется ощущение собственной неполноценности.
Вторая стадия - желание. Гасер начинает понимать, какой именно инструмент исправит ситуацию. Когда он купит его, другие музыканты будут смотреть на него с восхищением. Если не купит - никогда себе не простит.
Третья стадия - поиск. Момент наиболее сильных переживаний для музыканта. Посмотрев множество видео-обзоров и обойдя половину музыкальных магазинов города, гасер делает выбор, но для достоверности решает почитать об инструменте/оборудовании на форумах. И тут сталкивается с негативными отзывами. Другие музыканты повременили бы с покупкой, еще раз протестировав товар. Но гасеру он нужен здесь и сейчас. Поэтому, после недолгих волнений и сомнений он все же покупает.
Четвертая стадия - покупка. И вот, этот волнительный момент настал.Учащенное сердцебиение, ощущение праздника. Инструмент мечты наконец-то у музыканта дома. Его радости нет границ.
Пятая стадия - чувство вины. Через некоторое время гасер начинает задумываться, правильно ли сделал, купив себе очередной инструмент или примочку. Ведь за эти деньги можно было купить что-то более полезное для семьи.
Шестая стадия - принятие. Со временем чувство вины улетучивается и музыкант начинает получать настоящее удовольствие от своей покупки. Он демонстрирует ее своим друзьям, вечерами напролет упражняется в игре.
Седьмая стадия - рецидив. Через некоторое время желание купить новый усилитель, гитару, струны или программное обеспечение появляется снова. В итоге, у гасера собирается такое количество инструментов и оборудования, что его некуда девать. При этом различия в звучании могут быть минимальными.
Особо опасным Синдром Приобретения Оборудования является для гитаристов. Количество педалей у гитаристов-гасеров может измеряться десятками, а то и переваливать за сотню.
Конечно же, в большом количестве оборудования и инструментов нет ничего плохого, но каждая покупка должна иметь зерно рациональности и действительно полезно сказываться на звучании. Ведь, как 20 лет назад спросил Уолтер Беккер: “Кем вы хотите запомниться: владельцами гитар или гитаристами?”
А у вас есть Синдром Приобретения Оборудования? ;)
Еще больше интересного смотрите в блоге Музточки!