Найти в Дзене

Как паршивенькая рыбка в золотую обратилась

Жил старик со своею старухой в глухой умирающей деревеньке.

И жили они одни-одинешеньки. Сыночек их единственный давным-давно призван был в войско царское. Не для войны, а для обучения солдатским премудростям. Чтобы в случае нашествия войска вражеского достойный отпор ему дать - не посрамить отца с матерью и землю, его вскормившую, суметь защитить силой своей могучей.

Уехал, да после службы ратной, там и остался. Встретилась ему девица из местных и пропал наш молодец удалой. Сыграли свадьбу. Старик со старухой на том пиру побывали и теперь дня не проходило, чтобы не вспомнили они о семье молодой, горестно вздыхая. Невестина родня не знатного-то рода была, зато большая. Семеро под лавкой и столько же сверху. Потому пришлось молодым постой себе по чужим недобрым людям искать, отдавая за приют цену неслыханную. Такую цену, что припрятать в сундук ни одного гроша не получалось, на еду скудную только и оставалось.

И хотя ни девица, ни молодец ленивы не были и исправно службу государственную несли, но получали за это копейки жалкие и о том, чтобы избушку построить, пусть и крохотную, даже не мечтали.

Они не мечтали, а старик со старухой думали и спины не разгибали. Сами квасом с водой перебивались, но каждую копейку медную, тяжким трудом деревенским заработанную, в загашник откладывали. И много уже накопить сумели, да только для того, чтобы стройку начать все же недостаточно. Догнать ли им немощным торговцев, что каждый день цены на метры квадратные увеличивали?

И до того они, о детях своих заботясь, себе во всем отказывали, что в один из дней обнаружилось, что и во двор старухе выйти больше не в чем стало. Совсем сапоги ее прохудились, а по слякоти деревенской босыми ногами не больно-то потопаешь.

Собрался тогда старик в городишко соседний. Да решил к мелким сапожникам не заглядывать, а отправился в самую большую лавку. До этого он сам и не видел ее ни разу, но молва ходила, что товара разного там видимо-невидимо, а цена на него маленькая, можно даже сказать - смешная цена.

Дорогу к лавке той люди добрые указали.

- Ты сразу дед ее заметишь, не проворонишь! Над ней невиданной величины щит воздвигнут. Написано на нем "Супермаркет "Рыбка"" и карась рядом железный присобачен.

...

Старуха выглядывала в окошко все старика поджидая. Корова криком в хлеву заходилась, доить ее давно уж пора прошла, а деда все нет и нет. Плюнула, наконец, и босая пошла, а когда в избу вернулась, то старик уже там был и светился, что твой алтын.

- Не принес я тебе сапоги обещанные, а принес штуковину заморскую диковинную.

И достает из-за пазухи маленькую палочку со щетиной на конце. К палочке веревочка твердая привязана, а заканчивается она крошечными вилами. Только зуба у тех вил не четыре, а два всего.

Разозлилась старуха.

- Дуралей ты эдакий! Я тебя за чем в дорогу дальнюю отправила? Ты что такое мне притащил?

А старик и в ус не дует, на гнев ее внимания не обращает.

- Это щеткой называется, для зубов, значит. А, чтобы ты не уставала ее электрической мудрецы сделали.

Пуще прежнего старуха злится.

- Дурень ты старый! На кой ляд мне щетка зубная, пусть и электрическая даже? У меня и зубов- то давно нет!

И поведал тут старик старухе такое, что она вмиг гнев свой на милость сменила. Торговец, той большой лавки хозяин, придумал беднякам помочь. Кто будет брать в его лавке товар каждый божий день, тому он станет выдавать таблички медные. На табличках цифры гравировкой выбиты. Как накопит человек табличек количество нужное, так торговец совершит обмен - поменяет их на ключи от палат царских. На палаты те грамоты составят и принадлежать они станут тому, кто таблички торговцу назад вернул.

Старик протянул старухе первую, с боем ему доставшуюся за щетку табличку.

- Однако не за всякий товар их дают, а только за тот, на который торговец перстом своим укажет. Завтра станут за пробку для винной бутылки с кодовым замком давать.

Старик глубоко вздохнул, фраза последняя далась ему с трудом. Весь обратный путь он твердил ее не переставая, чтобы не забыть, значит. Однако старуха объяснений не потребовала, а полезла в загашник за деньгами. Вот молодые-то обрадуются в палаты царские въехав!

...

Долго сказка сказывается, да быстро дело делается. Закончились у стариков деньги, что для молодых отложены были. Изба их теперь снизу до верху набита была вещами непонятными и совершенно бесполезными. А ключей от царских палат они так и не получили. Торговец сказал, что другим они достались и даже продемонстрировал счастливчиков, которые неизвестно откуда в их краях появились. А таблички с гравировкой велел выбросить...

Горевали старики, да ничего не поделаешь. Проведал про это соседский удалец, который на побывку к отцу и матери прибыл из-за моря, где постигал науку сложную и мало кому понятную. Повздыхал вместе со стариками, а напоследок сказал:

- Эх, жаль меня тут не было, когда вы дело это гиблое затевали. То, что торговец, товар залежалый спихивая, придумал - лотереей называется. А изучаю я в дальней стране науку, которая название носит - теория вероятности. И так выходит по науке этой, что выиграть в лотерею невозможно!

...

А что торговец? Да процветает! Он уже давно сменил вывеску над своим магазином. Теперь над ним возвышается не ржавый, а красивый медный щит. В наименование супермаркета тоже внесены корректировки. " Супермаркет "Золотая рыбка",- гласит надпись. И правда! Железный карась давно исчез в неизвестности, а его место заняла самая настоящая золотая рыбка.

Рисунок Александра Куренкова.