Кинематограф - пожалуй, единственный вид искусства, в котором заимствования не только допускаются, но приветствуются. Вот Джармуш, например, открыто говорит, что все его фильмы собраны из частиц других произведений. Это ему ничем не грозит - вероятно, из-за разнообразия выразительных средств кино, почти невозможно скопировать так точно, чтобы заимствование считалось плагиатом и кражей интеллектуальной собственности.
В кино есть три вида заимствований - различить их очень непросто - пришлось убить не один час для написания этого поста. Давайте разбираться и смотреть примеры.
Оммаж
Чтобы понять суть это явления, нужно узнать его первоначальное историческое значение. В средние века оммажем называли церемонию среди военнослужащих - юный ученик без оружия вставал на колено перед своим сюзереном (наставником), давал клятву верности и просил принять его в вассалы.
В кино оммажем называют отсылку с целью отдать дань уважения наставнику - к примеру, любимому постановщику цитирующего режиссера. Пожалуй, лидер по количеству полученных поклонов - Андрей Тарковский.
Пародия
Пародия - способ намекнуть или напомнить о другом фильме в юмористическом, но безобидном ключе. Как правило, комедийный эффект возникает из-за существенного отличия между фильмом и оригиналом, который цитируется - например, сцены из серьезных голливудских триллеров можно обнаружить в комедийных мультсериалах вроде "Симпсонов".
Аллюзия - очень широкое понятие, обозначающее стилистический приём, содержащий намёк или указание на другое прозведение. То есть аллюзией можно считать и пародию, и оммаж.
Смотреть по теме (кликабельно):
Все отсылки к поп-культуре в фильмах Тарантино за 6 минут;
Больше текстов об искусстве и культуре -
https://t.me/bitch_beach