Найти тему

Техническое Задание: Что, как, зачем и почему

Оглавление

Всем уже приелась шутка «Без ТЗ результат хз». Давайте разбираться почему это так, и в чем сложности написания грамотного технического задания для творческих исполнителей. Как правило, именно с вопросами креатива чаще всего возникают разногласия и недопонимания.

Техническое задание (ТЗ) – документ, который является основой создания любого проекта, как заказчика, так и исполнителя. В нем прописываются конкретные пожелания клиента, цели, задачи. Т.е. как клиент заполнит этот документ, так и будет выполнена работа.

Как правило, техническое задание пишется на основе Брифа, поэтому рассмотрим все по порядку:

Перед началом составления ТЗ, попросите исполнителя дать вам анкету на БРИФ (подробнее про бриф читайте в этой статье).

Бриф — это анкета или перечень вопросов, с помощью которых исполнитель выясняет, что именно хочет клиент, его цели и задачи. Про бриф мы писали в этой статье: ссылка на статью

На основе брифа клиент и заказчик обсуждают в устной форме концепцию и условия работы, и только после обоюдной договоренности сторон все новые данные нужно прописать в письменном виде в одном документе, поставить подписи и подтвердить, что обе стороны договорились. После этого студия начинает работу.

ТЗ мы разделяем на две части:

  • Техническая
  • Творческая

Техническая часть включает в себя пункты, для которых не требуется креатив:

  • Форматы файла
  • Разрешение файла
  • Целевая аудитория
  • Цели, задачи
  • Даты окончания работы
  • Условия оплаты
  • Даты проверки работ
  • Дата окончания работы

Творческая часть – здесь уже важно описать свои идеи максимально конкретно, чтобы не возникло недопонимания.

Описать свой креатив достаточно сложно, возникают ситуации, когда клиент нарисовал в своем воображении одно, а исполнитель подумал другое. Несколько советов от Chef Mash, чтобы этого избежать:

  • Максимально детально изложите свои мысли о предпочтениях, вкусах, пожеланиях.

2. Прикрепите примеры работ, которые вам понравились.

Постарайтесь найти примеры, которые похожи на то, что нужно в результате вам. Опишите, что конкретно нравится: цвет, звук, формат, переходы и тд.

3. Разбейте работу на несколько этапов. Так вам будет проще контролировать процесс работы.

Как правило, это предпродакшн, продакш и постпродакшн. Распишите, что должно быть сделано на каждом этапе.

4. Заранее пропишите количество правок на каждый этап.

Учитывайте в сроках проекта время, которое потребуется на доработки. В часах, днях, количестве – решает в основном исполнитель. У вас и у исполнителя будет четкий регламент, которому вы будете следовать.

5. Утверждайте основные этапы работ через почту

Все, что решается в переписке/звонках, обычно теряется и забывается. Обсудили, продублировали в почте главные моменты, утвердили и поехали дальше.

6. Не тратьте время на исполнителя, который не способен выполнить заказ

Если работа идет очень тяжело, и вы вышли далеко за регламент ваших корректировок - не мучайте своего исполнителя и себя. Завершите взаимодействие и ищите другого исполнителя. Тот, кто не смог реализовать вашу идею в десятый раз, в одиннадцатый, скорее всего, тоже не реализует.

Примеры вопросов в ТЗ

Для каждой задачи и проекта существует свой набор вопросов, ответы на которые помогут вашему исполнителю сделать именно то, что вы действительно хотите. Ниже приведен перечень вопросов ТЗ на заказ анимационного видеоролика о вашем продукте – эксплейнер.

- О каком продукте или услуге рассказываем?

Опишите, дайте ссылки на свой сайт, отправьте коммерческое предложение с этим продуктом вашему исполнителю

- Цель ролика, задача, которую должен ролик выполнять. Реакция вашей аудитории после просмотра видеоролика?

Продажи – это одна задача, имидж – другая

- Какая целевая аудитория ролика?

- Какой стиль иллюстрации?

Прописывается вместе с исполнителем на основе ваших примеров и бюджета

- Где ролик будет использоваться?

ТВ, сайт, соц.сети

Почему еще стоит серьезно подойти к заполнению ТЗ?

  • Систематизация. ТЗ помогает клиенту понять, чего он хочет, и сгенерировать у него в голове ту самую картинку, которую будет воплощать клиент.
  • Гарантия. Если клиент четко прописал свои предпочтения в ТЗ, то на выходе он с большей вероятностью получит желаемый результат. На параметры ТЗ всегда можно опереться в случае ошибок со стороны дизайнера: если в ТЗ был указан голубой фон, а он сделал салатовый, то клиент уверенно просит исправить эту ошибку, потому что данный параметр был указан в ТЗ.
  • Точность. Процесс заполнения ТЗ выявляет опорные моменты будущей работы. Бывают случаи, когда человеку нужен совершенно другой формат ролика (не анимация), но выясняется это уже в процессе работы. Человек «подсмотрел у друга» и решил, что ему нужен такой ролик, в то время как его целевая аудитория или тематика продукта не располагают к выбору данного типа визуального выражения.

Избавляемся от иллюзии идеального ТЗ: примеры из практики

Как бы мы ни хотели абсолютного взаимопонимания с клиентом, зачастую это утопично. Рассмотрим разные ситуации:

Ситуации, когда слишком мало информации:

История наших друзей из Pavlovskoy Design Studio:

Дизайн нужен не только для эстетического восприятия, но и для решения задач заказчика. Когда клиент не понимает, как описать свой будущий продукт, мы помогаем и объясняем, что ему нужно.

ПЛОХОЙ КЕЙС: К нам обратился собственник бизнеса, не знающий, что такое ТЗ. Нашей задачей было создание фирменного стиля для его 5-звездочного отеля. ТЗ содержало в себе много позиций, к тому же, данный вид работ включает себя синхронизацию исполнителей разных сфер: дизайнер интерьера, веб разработчики и многие другие. Для нас очень важно понимать все аспекты работы, чтобы облечь идею в красивую форму, суметь реализовать ее. Но клиент не понимал этого. И когда мы созвонились и прошлись по всем позициям, мы в итоге поняли, что часть работы клиент просто не может нам дать, например, у него отсутствовали фотографии отеля, хотя изначально была запрошена работа с таким материалом. Получается, что клиент пришёл с одним количеством позиций, мы рассчитали стоимость продукта и продумали работу, а в итоге оказалось что нужно работать совершенному по другому количеству позиций.

КАК МЫ ЕГО РЕШИЛИ: В итоге мы сократили часть работы, потому что клиент не мог дать ТЗ по ряду наименований. Это было странно для клиента высокого уровня, но и такое бывает, наша задача – помочь ему.

Максим Трифонов, моушен-дизайнер, шоу пространство «Ленинград центр»:

ПЛОХОЙ КЕЙС: У нас в студии есть шутка про грузинский цвет. Один раз помощник режиссера подбежал к нам и сказал: "На экранах пусть будет грузинский цвет!", - и убежал. И мы всем отделом сидели и думали, что это значит - грузинский цвет.

КАК МЫ ЕГО РЕШИЛИ: Поставили темно-красный цвет, и клиента это устроило.

Ситуации, когда слишком много информации:

Встречаются детально прописанные ТЗ, но сами клиенты распыляются в своих желаниях и подобным людям сложно угодить.

ПЛОХОЙ КЕЙС: Компания прислала нам детальное ТЗ , в котором прописала все: 10 примеров, эстетические пожелания и множество деталей. Но оно противоречило само себе, потому что огромное количество примеров сбивало общий вектор будущей работы. Мы проанализировали все и создали продукт в общем стиле всех присланных раннее материалов. Но клиент остался недоволен, т.к. спустя долгие разговоры и поиски нужного в рамках договора, мы выяснили, что он видел свой продукт в стиле одной единственной презентации, которая была в примерах. Остальной материал клиент прислал просто так, для количества, совершенно не понимая, что это собьет и его, и нас с толку.

КАК МЫ ЭТО РЕШИЛИ: Диалог с клиентом, благодаря которому мы пришли к общей концепции продукта и переделали его, опираясь на тот самый пример с презентациии.

ХОРОШИЙ КЕЙС: Сейчас мы работаем с компанией крафтового виски. Клиент прислал подробное ТЗ. Он является маркетологом, который знает, что ему нужно с точки зрения продаж. Его ТЗ состояло из:

- миссии и идеи самого бренда

-того, как бренд себя отождествляет

- какие ментальные моменты нужно учитывать при разработке этикета

- все размеры, чертежи бутылки

- возможность использования всех изыском типографии

- сроки

Как правило, клиент уже видит картинку того, что ему нужно, в глубине души он её уже сформулировал. Главная задача - постараться сделать так, чтобы он максимально чётко поделился с нами этой картинкой.

Материал разработан для сообщества CHEF MASH | Студия анимации. Нужен анимационный ролик? Тебе сюда!​