Пять основных принципов, как подобрать идеального сотрудника.
Мы продолжаем тему увеличения прибыли в малом и среднем бизнесе, и сегодня коснемся такого важного вопроса, как кадры. Как вы понимаете, компания – это прежде всего сотрудники, люди, которые зарабатывают вам деньги. Именно сотрудники, достигая своих целей, помогают вам строить свою империю. Но, сотрудник сотруднику рознь, да и не так-то просто найти человека, который положит свое время и силы на достижение ваших целей.
Как же это сделать?
Как найти лояльных сотрудников, которые будут не просто посещать свое рабочее место, но и «болеть» душой за вашу компанию. Не просто отсиживать с 9 до 18, но и помогать вам в развитии компании и увеличивать ее прибыль.
Решение есть!
Когда я работаю с собственниками по договору консалтинга, этот вопрос всегда стоит на одном из первых мест, и мы его с неизменным успехом решаем.
Давайте обсудим пять основных принципов грамотного и эффективного подбора кадров для своего бизнеса, чтобы вы могли самостоятельно решить этот вопрос.
Первый принцип: Портрет идеального сотрудника.
Как вы выбираете себе машину? А дом? А путевку на курорт? Вы точно знаете, чего хотите? Уверен, вы продумываете все до мелочей. Так почему же в случае с сотрудниками, вы не уделяете этому даже минимальное внимание?
Вы, возможно, считаете, что такое отношение цинично? Да, возможно, что так. Но можете быть уверены, что этот путь наиболее продуктивный при поиске сотрудников.
Что бы найти того, кого вы ищите, необходимо понимать на 100%, кого конкретно вы ищите. И это должно быть не просто общее представление, где то в голове, а обязательно должно быть прописано на бумаге в конкретных формулировках! Во всех мелочах. По каждой позиции.
Какие это могут быть пункты?
Возраст, пол, семейное положение, образование.. Это лежит на поверхности.. Но..
Чем человек увлекается? Где он бывает после работы, какой цвет ему нравится? О чем он любит говорить за обедом, любит ли он кататься на велосипеде? Чем он живет? Что его мотивирует? Что помогает ему добиваться побед, а что его демотивирует.. и тд.
В каждом бизнесе будут свои вопросы, на которые вам придется ответить. И возможно сейчас, вы не понимаете, как это поможет с поиском сотрудника.. но потерпите.. дойдем и до этого, а пока просто составьте портрет своего сотрудника. Как минимум по одной вакансии. Заметьте, у вас должно получиться не менее одного листа А4.
Второй принцип. Четко сформулированные критерии отбора.
Идеальный портрет своего сотрудника вы только что составили. Как вы его описали? Какими словами? Насколько полно вы прописали подробности?
Давайте вернемся к примерам с машиной, путевкой и домом. Вот вы составили идеальный портрет своего автомобиля – Мерседес, черный, джип, до 10 млн., леворульный, 500 лошадок. Идеально? Кажется, что да. Но что произойдет, когда вы придете в салон?
Окажется, что в той машине, которую вы хотите, еще много и много опций. Продавец вам предложит указать еще множество параметров, чтобы точно понять, что же вам продать.
Вы согласны? Поняли, о чем я говорю?
Теперь вам предстоит сделать следующее: возьмите портрет своего сотрудника, который вы уже составили, и дополните его подробностями. Теми, что важны именно для вас.
Сделали? Теперь следующий шаг.
Напишите на бумаге четкие критерии, по которым вы будете искать сотрудника на свою вакансию. За основу возьмите составленный портрет сотрудника. Получилось? Отлично! Теперь вам намного легче сформулировать объявление о вакансии, но это еще не все.
Третий принцип. Четко сформулированные обязанности
Вернемся к автомобилю? А куда уж без него, ведь это достаточно наглядный пример. Представим себя в салоне автомобилей. Вы выбрали машину, даже проработали критерии отбора, и тут вдруг продавец задает вам вопрос, который ставит вас в тупик – а какие обязанности будет выполнять этот автомобиль? Какие задачи вы перед ним ставите?
А ведь и правда, зачем вам автомобиль? Что он будет делать? Будет ли он вас перемещать только по городу, или он должен вас завозить в непроходимые дали и топкие болота, а главное возвращать вас обратно домой в целости и сохранности?
И вот тут то, вам приходится взглянуть на мир по новому..
Думаю, принцип понятен?
К своим будущим сотрудникам, необходимо относиться еще более ответственно! Вы выбираете людей, которые будут развивать вашу компанию, ваш бизнес, и они – самое ценное, что у вас есть! И выбираете вы их не на месяц, не на полгода.. Поэтому, отнеситесь к формированию и описанию обязанностей сотрудника с максимальной ответственностью. Он ведь тоже выбирает для себя место работы. А вдруг вы ему не подойдете, как работодатель? Будет обидно упустить отличного работника.
Четвертый принцип. Где живет счастье?
Когда я спрашиваю своих клиентов, - а где вы ищите своих будущих сотрудников? Часто в ответ вижу недоумение на лицах. Ответы практические все однотипные. Вы вполне можете предвидеть их ответ, так как, скорее всего, поступаете так же – газеты «Работа» и "Вакансия". Сайт Хедхантер. И все! Ах, да, иногда, кто-то из клиентов размещает вакансии на сайте Авито.
Внимание – вопрос: Если вы хотите найти человека на рутинную работу, когда необходимо долго (всю смену) смотреть в одно место и, причем следить внимательно, к примеру, выглядывать брак на конвейерной ленте. Кто на ваш взгляд подойдет на эту вакансию лучше всего?
Помочь? Тогда еще вопрос: кто ездит с утра далеко, и потом сидит весь день на берегу и неотрывно смотрит в одну точку?
Улыбнулись? Правильно, рыбак. У него уже сформирована привычка произвольной, расслабленной концентрации. Он как никто другой будет спокойно, без утомления смотреть на бегущую конвейерную ленту и мгновенно отреагирует на появление бракованной детали. Понятно, что он будет это делать при определенной мотивации, но это уже тема другой статьи..
Так что садимся, господа предприниматели за стол, открываем сознание, и пишем все возможные места, где ваше объявление могут увидеть ваши идеальные соискатели. Понимаем, что информацию берем из предыдущих пунктов.
Пятый принцип. Грамотное сообщение.
Вот мы и дошли до пятого принципа, игнорирование которого может перечеркнуть всю вашу предыдущую работу.
Всем знакомы такие объявления: «Крупной компании требуются сотрудники. Т. 000-00-00».
Вопрос: вы бы сами откликнулись на это объявление? Думаю, что нет.
Что же делать? Решение у меня, как обычно есть. Когда мы работаем с собственниками малого и среднего бизнеса, мы подходим к решению этого вопроса в стиле коучинга – работаем методами, которые позволяют владельцу бизнеса самостоятельно найти решение буквально за 15-20 минут. Вам же придется немного сложнее, но вы справитесь.
Итак, приступим к завершающей фазе.
К созданию объявления о вакансии необходимо подходить так же, как вы подходите к продаже своей продукции или услуг! Возможно, я открою вам Америку, но вакансию, так же как и свою компанию, необходимо продавать соискателю!!!
Прошло то время, когда выбирал только работодатель, это надо признать, и с этим фактом смириться. Теперь выбирает соискатель. По этому, друзья, составляйте объявления о вакансии по всем правилам рекламных объявлений, и вы удивитесь тому результату, который не заставит себя ждать.
И напоследок, важное замечание. Никогда не экономьте на поиске своих сотрудников! Открою секретный секрет – в одном объявлении – одна вакансия!
Сегодня мы рассмотрели с вами пять принципов, которыми необходимо руководствоваться при поиске сотрудников. Следовать советам или нет, на ваше усмотрение, но, чем дольше вы будете откладывать, тем дольше проблема будет сохраняться. Просто следуя этим принципам, вы сформируете сильную команду, которая выведет ваш бизнес на новый уровень.
Я понимаю, что у вас осталось много других вопросов, например:
- как протестировать сотрудника еще до приглашения в офис,
- на что обращать внимание в резюме соискателя,
- как давать тестовые задания соискателю, и что они должны в себе содержать,
- как обеспечить максимально быстрое вхождение в должность нового сотрудника,
- как и чему обучать сотрудников,
- как выстроить обучение,
- какая периодичность должна быть в обучении в зависимости от должности,
- как подготовить и проводить экзаменацию,
- с какой периодичностью проводить экзаменацию и тестирование сотрудников
И еще много и много других вопросов..
Господа, берите себя в руки, делайте, внедряйте! Получайте результаты!
Если у вас возникли вопросы, вы можете их задать по телефону: +7 (911) 920-27-09 (СПб), или написав мне сообщение в соц. сетях.
С верой в вас, Алексей Чурин.
Бизнес консультант, бизнес тренер, коуч первых лиц.