Я хочу сразу сказать две вещи.
1) Выберите какую-нибудь потенциально теплую июньскую субботу (2, 16 или 30), чтобы иметь возможность прогуляться не спеша по оживленному Тверскому бульвару, и купите себе и любимому человеку на эту дату подарок - билеты во МХАТ. Лучше всего серединку 10 или 11 ряда партера (1800-2000 руб, но оно того стоит).
Теперь ближе к делу. Я заранее прошу прощения у тех, кто как и я, любит, когда по существу, а не всплески эмоций. Потому что дальше будут в основном они. Но с другой стороны, что вы содержание что ли не знаете? Так что, если в паре слов, "Отцы и дети" во МХАТе - это исключительно прекрасный спектакль. Высокохудожественный. Тонкий, умный, красивый, гармоничный до неприличия. Погружает в действие моментально. И ловишь себя сидящим с счастливой улыбкой на губах, потому что все именно так, как оно должно быть. И не хочется, чтобы действие заканчивалось. А спектакль хочется прямо вот сразу же пересмотреть снова. Особенно первое действие, когда все только начинается, и еще многое намеками. Не знаю, как у вас, у меня такое желание, пожалуй, первый раз в театре возникло.
Сцена. Вот, ничего не могу с собой поделать, но я люблю, когда на сцене реалистичные декорации, а не простыня и два стула. Так вот, здесь декорации не просто хороши, они такие настоящие, что в них жить можно!
На сцене созданы интерьеры уютной усадьбы Кирсановых, скромного домика Базаровых и роскошной гостинной Одинцовой. А за домом - легкими штрихами набросан типичный русский пейзаж с церковкой на горе, и кажется, что слышно соловьев в кустах, и видно, как заходит вечером солнце за холм. И такое родное это все, такая прелесть заключена в этой тихой русской жизни.
Игра и актеры. Удивительное дело, но мне понравились все, сложно кого-то выделить особо. Наверное, это проявление режиссерского таланта (редиссер - А.И. Дмитриев), когда на сцене создается настоящая жизнь, и никто не изображает актера и не тянет на себя одеяло. Казалось бы, Базаров - персонаж заведомо яркий (а уж в исполнении Каратаева, однозначно), выбивающийся среди прочих и поведением, и харизмой, и напором. И да - он здесь именно такой, но несмотря на это, Базаров не узурпирует внимание зрителя, не становится единственным центром действия. И это очень правильно! Потому что такой подход позволяет посмотреть на известную историю свежим взглядом, взрослым и внимательным, акцентировать внимание на деталях, оттенках чувств, каких-то мелочах, которые, как оказывается, таят в себе множество "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". И получилось это легко и светло, именно так, как получалось и у Тургенева.
Мысли по поводу. В школе основным кажется конфликт между Базаровым и Кирсановым-старшим. Здесь же целая коллекция взаимоотношений, и порой даже думаешь, ну что Базаров - приехал и уедет, а остальным ведь дальше жить. И как-то вдруг вот эта простая жизнь оказывается и важнее, и интереснее.
Во-первых, родители, которые смотрят на повзрослевших сыновей. И ждут, и волнуются, и понимают, что они уже для детей - не главное. И боятся лишнее слово сказать, обидеть, оттолкнуть. И любят еще нежней. И как больно за них, и грустно, и понимаешь, что вот они - это почти уже ты сам...
Во-вторых, дамы в романе. Фенечка - нежная, мягкая, добрая, открытая и очаровательная в своей юности и искреннем чувстве. Хотя сколько в нем любви, а сколько благодарности, еще вопрос. Но так ли это важно, если все хорошо?
Анна Одинцова - напротив. Внешне общительна, но довольно закрыта, умна, и несчастна, как это часто с умными женщинами. И также, как и Базаров, боится любви. И также, как и он, бросается в ее омут. И также, как и он - жалеет о сделанном. И не может себе позволить быть беспечной, ведь на ней весь дом, а жизнь - кончена. А ей всего-то 28 лет!!! Совсем другое дело ее сестра, Катенька. Она вечно младшая, и потому легче и счастливее, проще и смелее, несмотря на застенчивость и смущение.
А Базаров, пожалуй, кажется самым ребенком среди всех, несмотря на характер и силу духа. Потому как вне общего ритма, и постоянно куда-то лезет, и что-то доказывает, когда все остальные - просто живут. И, как ни странно, такое же впечатление производит его антипод Кирсанов.
В общем, примерно так было сыграно. И хочется теперь перечитать, конечно. Сравнить впечатления от текста. А потом еще раз пересмотреть.
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм, YouTube
Резюме. Московский художественный академический театр сделал то, что давно уже мало кто рискует сделать - поставил классику академично и высокохудожественно. То есть именно так, как она того достойна. И это однозначно лучший спектакль, который я видела в этом году. Обязательно сходите!
Спасибо за приглашение сообществу @Moskva.Lublu