Найти тему
Ольга Фуркало

Ты же мальчик, ты же мужчина! Как взрослые "воспитывают", запрещая эмоции, и что из этого может получиться

Такие слова говорят многие мамы своим сыновьям. И не только мамы. Не плачь, держись, соберись и всё такое прочее. Сегодня услышала их от подруги (она говорила сыну) и решила изложить свои размышления на этот счёт, поскольку интересуюсь разными аспектами воспитания.

"Мужчины не плачут", "ты же боец" (такое, кстати, слышала от женщины в адрес девочки), "держись", "крепись", "не плачь, вот тебе конфетка (*подставить нужное)", "прекрати плакать, это ерунда", "тебе не больно", "не притворяйся" -- охо-хо, какая богатая палитра фраз, обесценивающих состояние и чувства ребёнка. Вон даже вместо него решают, больно ему или нет. Я и себя несколько раз (блин!) ловила на этом "да не может быть тебе больно, ты что, это ерунда же" -- говорила в ответ на "мне неудобно", а потом оказывалось, что и не ерунда и на самом деле там что-то не в порядке (носок скатился или что-то ещё, уже не помню, давно не было. Откуда ноги растут, тоже знаю, это привычная реакция моего папы.

Контейнирование или запрет на эмоции?

Что же у нас получается. Взрослый вместо контейнирования эмоций (принять и пожалеть) декларирует ребёнку то, что он должен чувствовать. Если ребёнок выплакал свои слёзы не до конца, если излил свою ярость не до конца (чаще вместо того, чтобы показать, что можно побить боксёрскую грушу или подушку, громко покричать, вообще запрещают выражать так называемые плохие эмоции), то велика вероятность, что эта ситуация останется у него в душе. А значит, со временем там накопится ком невыраженных и застрявших эмоций.

Что дальше?

Дальше есть разные варианты развития событий, коснусь только некоторых. Так, например, вырастают мужчины, которые не умеют выражать эмоции. Да вообще их не знают. Они не знают, как их выпустить. И часто направляют это против себя. Отсюда истории с зависимостями и саморазрушением.

В более взрослом возрасте человек часто может не осознавать, что происходит. В период возрастного кризиса при переоценке ценностей можно научиться ощущать все эмоции, выпустить накопленное. А можно до последнего говорить, что так надо было, что нельзя злиться и всё такое (вариантов много), я хороший, а они все плохие, потому что ...

Пример

Вот, допустим, мальчик регулярно слышит, что девочкам надо уступать, отдавать им свои вещи и вообще. Если это сочетается с другими указаниями о том, как надо, на выходе можно получить мужчину, который не может отказать назойливой женщине, которая ему не очень-то и нравится. Ну будет он чувство вины испытывать. Потом несчастливый брак и всё такое. Или откажет, но будет потом его чувство вины мучить.

Это, конечно, крайность, но из мелочей и складываются крайности.

Как же надо-то?

Да как сказать-то) Здравомыслящий осознанный человек будет оценивать каждую ситуацию и не будет наказывать ребёнка за плач, расскажет, как грамотно. У нас, кстати, хватает сочувствующих зрителей (которых, надо заметить, обычно никто не спрашивает), которые могут и "в полицию", и к "бабе-яге" отправить. Так вот, отправлять ребёнка никуда не надо (если только сочувствующих послать корректно).

Просто примите ребёнка и его состояние в этот момент. У него горе, ему надо поплакать. Он зол, он в ярости, ему надо её выпустить. Научите его корректным способам.

Всё)