Каждый представляет себе грядущее, опираясь на собственный опыт и образы из литературы и кино. К несчастью, распространённые штампы и стереотипы сильно мешают полёту фантазии. Как именно "Чёрная Пантера" может исправить положение и в чём заключается ценность самого атмосферного фильма от "Marvel"?
До второй половины XX века картина будущего чаще всего преподносилась в искусстве с позиции белого американца или европейца и уж точно никогда с точки зрения чернокожего. В сознании людей у Африки не было иного прошлого кроме колониального, и в делах грядущих роль её серьёзно никто не рассматривал. В 1993 году американский мыслитель Марк Дери сформулировал в своей книге "Black to the Future" термин "афрофутуризм". С этого момента разрозненные попытки отдельных писателей, художников и философов привлечь внимание к месту Африки в современном мире начали объединяться под эгидой единого течения в искусстве. Воплощением афрофутуристической мысли стал недавний фильм "Marvel" - "Чёрная Пантера".
Действие картины разворачивается в вымышленной африканской стране Ваканде. Её жители несколько веков назад обнаружили остатки метеорита, содержащего вибраниум. Этот уникальный ресурс позволил им совершить мощнейший технологический рывок. В настоящем Ваканда опережает по развитию остальные страны на десятки лет. Но африканская утопия изолировала себя от внешнего мира.
Главный герой фильма, Т'Чалла, наследует вакандийский трон и становится новой Чёрной Пантерой. В арсенале супергероя уникальные технологии родины, сверхчеловеческая сила и несколько чисто кошачьих приёмов. По сюжету новый король вынужден сражаться за корону с кузеном Эриком Киллмонгером, которому изоляционная политика Ваканды вовсе не по душе. После временного поражения Т'Чалла с помощью семьи и верноподданных возвращает себе власть над Вакандой и не даёт высокотехнологичному оружию разойтись по Земле, предотвращая всемирный хаос. В конце концов Чёрная Пантера соглашается, что Ваканда не должна скрывать от других разработки, которые могут сделать мир лучше. Африканская утопия начинает приподнимать "железный занавес", но собирается делать это постепенно и осторожно.
Главное достоинство фильма – его эстетика. Никогда ещё зритель не видел Африку в таком представлении. Художник-постановщик "Чёрной Пантеры" Ханна Бичлер провела месяцы путешествуя по Чёрному Континенту и составляя "вакандийскую библию", на которую потом опиралась съёмочная группа, чтобы выдержать картину в едином стиле. Было учтено всё: специфика южноафриканской архитектуры, традиционные костюмы африканских племён и уникальные обычаи, такие как шрамирование и ношение губных дисков. В результате мы видим ту самую, исконную Африку в антураже недалёкого будущего, и такое сочетание разрывает все ветхие шаблонные представления.
"Марвел" в очередной раз подтверждает, что даже супергеройские блокбастеры могут расширять границы современного искусства и становиться олицетворением важных идей. Идей о том, например, что как будет здорово, если в наш век глобализации культура народов не потеряет идентичность и самобытность, и мир сохранит своё пёстрое многообразие. А человечество шагнёт в будущее, в котором у каждого будет шанс сыграть роль, независимо от расы и национальности.
Атмосферы фильму добавляет и великолепно подобранный саундтрек
Читайте также другие наши статьи о фильмах "Marvel Studios", например - Безупречный ювелирный вкус
Чтобы не пропустить новые материалы, подписывайтесь на наш канал и страничку ВКонтакте, Twitter, ЖЖ