Найти тему
ЦРИ "Пифагорка"

Жизнь после турнира

Оглавление

Преподаватели ЦРИ «Пифагорка» — о последствиях турнира для победителей и проигравших.

Совсем скоро старт получит главное событие лета — Международный турнир по ментальной арифметике, который пройдет в Москве. Многие ученики центров развития интеллекта «Пифагорка» усердно готовятся к интеллектуальному состязанию, для некоторых это событие станет самым значимым опытом победы или поражения. И пока подготовка к масштабному мероприятию идет полным ходом, самое время подумать, что будет после турнира. Ведь важно знать не только программу состязания, но и понимать, какие ситуации возникнут после оглашения результатов и награждения победителей.

Что делать, если ребенок проиграл

Лапина Ирина Анисовна, психолог и преподаватель по ментальной арифметике в ЦРИ «Пифагорка» уверена, что в случае поражения справляться с разочарованием ребенка нужно грамотно: «При любых неудачах самооценка ребёнка падает. Он испытывает стресс, разочарование, злость. Чтобы не позволить ему упасть духом и поддержать в нем уверенность в своих силах, нужно учить своего малыша выходить из подобных ситуаций, что называется — с высоко поднятой головой.

Разберем пример: ваш замечательный, самый лучший на свете, ребёнок вот уже год ходит на занятия: по ментальной арифметике (спортивным танцам, пению и т.д). Занятия ему очень нравятся, у него отлично получается. Ребёнок собирается выступить на соревнованиях (турнирах, конкурсах), и конечно жаждет победить. Ему (да и вам тоже) кажется, что медаль у него уже в кармане. И вот начинаются соревнования. Ребёнок всё сделал на „отличное“. Но... первое место достаётся не ему.

Какую из этих утешающих фраз выберете вы?

  • „Не понимаю, почему ты не получил медаль! Это несправедливо!“
  • „Ничего страшного! Арифметика — не самое важное в жизни“.
  • „Ты очень способная девочка (мальчик). Ты считаешь лучше всех в классе. У тебя обязательно получится в следующий раз!“
  • „Ты не заслужил победы“.

Последний вариант кажется жестоким, правда? Разве можно такое говорить собственному ребёнку? Тем не менее, именно он является самым правильным.

Итак, какое же послание несёт каждый из этих вариантов?

Первый вариант — ужасная несправедливость, ребёнка лишили медали! — это просто перекладывание вины на плечи других людей (в данном случае, судей). Хотите, чтобы ваш ребёнок приобрёл привычку обвинять других в своих собственных недоработках? — Если нет, то так реагировать не стоит.

Второй вариант — учит ребёнка обесценивать те занятия, в которых у него что-то не получается. Сможет ли он при такой установке добиться в чем-либо серьезного успеха? — Вряд ли.

Третий путь — тот, который родители обычно выбирают, пожалуй, самый опасный. По сути, мы говорим ребенку, что раз у него есть способности, то всё будет замечательно. Всё будет получаться. Просто так. Без серьезной работы. Но если ребёнок не выиграл это соревнование, с какой стати, вдруг, он выиграет следующее?

Последний вариант, про незаслуженную победу, самый жестокий. Только злобная мачеха способна это сказать. Но именно правда способна помочь ребёнку стать лучше.

Что можно сказать ребёнку после соревнования: „Солнышко, я знаю, что ты сейчас испытываешь. И понимаю, как тяжело переживать такое разочарование — надеяться на что-то, прикладывать кучу усилий и потерпеть поражение. Но пока ты победу не заслужил. Есть ребята, которые занимаются дольше, чем ты и, наверное, больше тренируются. Если ты хочешь выигрывать в соревнованиях, тебе придется хорошенько постараться“.

Возможно, ребёнку будет обидно. Конечно, куда приятнее, если мама утверждает, что все будет хорошо. Но это ложная надежда. По-настоящему поможет уверенность в том, что все получится. Но не просто так. А если очень-очень постараться.»

Победа и поражение: какие здесь подводные камни

Александрова Лидия Леонидовна, старший преподаватель по ментальной арифметике в ЦРИ «Пифагорка», считает, что не только с проигравшими участниками необходимо проводить беседу, но и победителями: «Как правило, большие турниры — мероприятия, к которым дети готовятся за месяц, а бывает и за несколько месяцев. Ученик настраивается, готовится, возлагает надежды. Очень важно понять, какие именно надежды возлагаются. Если учитель и родители настраивают ребенка так, что неважно, какой будет результат, главное — какие качества покажет ребенок, характер, силу воли, то в любом случае, если результат — не победа, то настрой у ученика останется нормальным, спокойным.

Если же на турнир ученик едет с позицией, что нужно победить обязательно, то слишком высокие требования приводят к обратному эффекту: ребенок не получает необходимого удовлетворения даже в случае победы. Победа — несколько минут на сцене, и они не могут компенсировать все те энергетические затраты, которые были до этого.

И после турнира дети часто не видят для себя последующего развития, пребывают в уверенности, что если они победили, то им теперь стремиться не к чему. Когда достигнута одна планка, нужно поговорить с ребенком о том, что будет дальше. Еще до поездки на турнир важно понять, какой следующий этап вас ждет. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы ребенок понимал, жизнь не заканчивается одним днем.

Работа с теми, кто победил, и кто проиграл — это большая и важная часть. Мы не можем сделать за ребенка его работу, он должен сделать ее сам, но мы можем сформировать у него правильное отношение. Если ребенок проиграл, важно дать понять, что он не проиграл, а сделал недостаточно для победы. „Что мне нужно сделать в следующий раз, чтобы выиграть?“ — правильный вопрос, который должен возникать после поражения».