Найти в Дзене

Джеймс Хэрриот, "О всех созданиях прекрасных и удивительных" (1974).

Было время, когда на мою книжную полку одна за другой становились книги “Зелёной серии” издательства “Армада”. Среди прочих в мою личную коллекцию вошли несколько книг всемирно известного океанолога Жак Ива Кусто, кошатницы Дорин Тови и создавшей центр по спасению диких животных Паулины Киднер. В том же ряду была и книга английского сельского ветеринара Джеймса Хэрриота “О всех созданиях - больших и малых”. Я в общем осознавал, что далеко не всё, что было издано в рамках “Зеленой серии” украсило мой книжный шкаф. С другой стороны интернета у меня тогда не было и потому я даже и не думал, что творчество Хэрриота не заканчивается сборником рассказов о том, как он прибыл в Дарроуби и стал успешным практикующим ветеринаром под началом своего патрона, а позже партнёра и друга Зигфрида Фарнона. Оказалось же, что некогда мной прочитанное - это только первая часть даже не дилогии, а тетралогии! И вот вторая часть автобиографической серии, написанная автором в 1974 году впозади и…

Было время, когда на мою книжную полку одна за другой становились книги “Зелёной серии” издательства “Армада”. Среди прочих в мою личную коллекцию вошли несколько книг всемирно известного океанолога Жак Ива Кусто, кошатницы Дорин Тови и создавшей центр по спасению диких животных Паулины Киднер. В том же ряду была и книга английского сельского ветеринара Джеймса Хэрриота “О всех созданиях - больших и малых”.

-2

Я в общем осознавал, что далеко не всё, что было издано в рамках “Зеленой серии” украсило мой книжный шкаф. С другой стороны интернета у меня тогда не было и потому я даже и не думал, что творчество Хэрриота не заканчивается сборником рассказов о том, как он прибыл в Дарроуби и стал успешным практикующим ветеринаром под началом своего патрона, а позже партнёра и друга Зигфрида Фарнона. Оказалось же, что некогда мной прочитанное - это только первая часть даже не дилогии, а тетралогии!

И вот вторая часть автобиографической серии, написанная автором в 1974 году впозади и… В душе то же самое тепло вместе с лёгкой грустью, что были и годы назад, когда перевернулась последняя страница о “Всех созданиях - больших и малых”.

Потому что, как и прежде, в одной книге собрано всё! Комедии и трагедии, счастливые исцеления больших и малых братьев наших меньших вместе с неумолимой, безжалостной смертью. Здесь же суровая, грязная, промозглая, бессонная, а порой и травмоопасная реальность сельского ветеринара удивительным образом сочетается с безмятежной лирикой благоухающих и пышущих зеленью холмов графства Йоркшир. Ну и, конечно, всякого, кто откроет эту книгу ждёт знакомство с суровыми и добродушными, скаредными и гостеприимными, молодыми и старыми британскими фермерами, городскими жителями и с обитателями Скейдейл-хауса. Потому что и первая, и вторая, и обе последующих книги это и множество историй из ветеринарной практики, и мемуары Джеймса Альфреда Уайта, ставшего известным под псевдонимом Джеймса Хэрриота.

-3

Автор набирал текст в семидесятых, чтобы рассказать современникам и конечно же потомкам о жизни и рабочих буднях фермеров и сельского ветеринара в тридцатых годах двадцатого века. В этом плане книги Хэрриота схожи с задумкой сериала “Больница Никербокер”, действие которого происходило на рубеже веков, когда во врачебную практику мало-помалу стали входить те методы, те лекарства и то медицинское оборудование, какое сейчас воспринимается само собой разумеющимся.

-4
-5

Каково было бы Вам осознавать, что условный фермер Смит обанкротился, потому что Вы при всём желании не могли помочь его стаду? Потому что, когда к тому самому условному фермеру пришла беда наука просто не знала действенного способа борьбы со свалившейся на голову несчастного и его подопечных болячкой. И вот уничтоженное бациллой, вирусом или паразитом хозяйство пошло с молотка, неумолимое время прокрутило пять, десять, двадцать лет и Вы узнаёте, а затем и получаете на руки то, что точно и гарантированно спасло бы разорившегося беднягу от разорения…

Отдельным достоинством книги отмечу мастерство переводчика, благодаря которому текст Хэрриота-Уайта не превратился в сухое, безжизненное недоразумение.

Минусов у книги ровно два.

- В предисловии от издательства сказано, что “О всех созданиях - прекрасных и удивительных” в основном посвящённа случаям с мелкими животными, то есть не коровами, свиньями, козами и лошадьми, а собаками, кошками, попугайчика и пр. Вот только содержание книги противоречит предисловию. По идее, если бы авторский замысел соответствовал тексту от издателя, книга должны была бы быть либо полностью отдана под рассказы о лающих и мяукающих пациентах, либо, по крайней мере, историй о крупных копытных было бы по пальцам пересчитать. Однако ощутимой разницы по сравнению с первой книгой я не заметил. Кошек и собак стало разве что немногим больше, а преимущество, как и прежде, остаётся за теми, кто запросто, одним своим весом может размазать ветеринара по стене.

- На вкус и цвет товарищей нет. Иными словами Вас вполне могут оттолкнуть описания стараний раздетого по пояс ветеринара, лежащего в грязи под порывами студёного ветра, чтобы засунутой по локоть в матку коровы рукой помочь полуживому телёнку появиться на свет.


Стойте! Вы куда? Не всё и не всегда так сурово

Но в этом и есть изюминка книг Хэрриота. При всей своей душевной теплоте и чувстве юмора он не брезгует при случае показать жизнь и работу ветеринара в глуши как есть, безо всяких прикрас.