Найти тему
Штрафы Инфо

Возможность оплачивать штрафы в половинном размере стала доступна в 2015 году

Оглавление

С недавних пор для российских автомобилистов открылась замечательная возможность сэкономить на оплате штрафов ГИБДД. Для того чтобы заплатить всего 50 процентов от суммы взыскания, достаточно произвести оплату в течение первых десяти дней после ознакомления с постановлением о штрафе. Вводя эту норму, законодатели надеялись повысить собираемость штрафов ГИБДД.

При электронной оплате штрафа не требуется предоставлять каких-либо уведомлений, достаточно просто ввести обычные реквизиты, а система сама спишет со счета лишь 50 процентов от суммы штрафа, если оплата производится не позднее десятого дня. Однако при этом сумма уплаты не может быть меньше ста рублей.

Закон был принят Государственной думой Российской Федерации уже в первом чтении. Его авторами являются депутаты Лысаков и Поневежский. В качестве аргументов авторами законопроекта были приведены следующие соображения:

  • скидка при оплате штрафа в течение первых десяти дней создаст сильный материальный стимул не задерживать погашение этого платежа. Это позволит намного ускорить собираемость штрафов;
  • ускорение собираемости средств, в свою очередь, не только увеличит приток денег по соответствующей статье, но и уменьшит нагрузку на судебных приставов, последнее уменьшит расходы бюджета.

Таким образом, законопроект в первую очередь призван облегчить выполнение своих обязанностей работниками ГИБДД, также он содержит определенную фискальную составляющую. Расчет делается на то, что сокращение расходов и неплатежей превысит сокращение притока средств вследствие понижения суммы выплат для дисциплинированных и пунктуальных водителей.

Критика законопроекта

Оправдаются или нет финансовые ожидания депутатов, пока не ясно, однако законопроект уже успел вызвать резкую критику. Множество экспертов и простых комментаторов полагает, что подобный подход противоречит самим принципам законодательства, наказания призваны не наполнять государственный или ведомственный бюджет, а воздействовать на сознание нарушителя через причинение ему финансовых неудобств, соизмеримых с его проступком или проступками. Поэтому основная функция штрафов назидательная, а не фискальная.

Даже если понижение выплат для «сознательных» нарушителей позволит увеличить поступления по графе дорожных штрафов, законопроект все равно будет ошибочным. Ведь он в два раза уменьшает степень воздействия на нарушителей правил дорожного движения и таким образом как бы соблазняет водителей нарушать правила, раз теперь сумма штрафа будет ниже на 50 процентов.

Стоит отметить, что подобная система уже действует некоторое время во многих заграничных странах. Так, известно о подобной практике в:

  • ЮАР.
  • Великобритании.
  • Испании.

Время, в течение которого можно оплатить штраф со скидкой, колеблется от двух недель до чуть более месяца. Таким образом, российские законодатели, Лысаков и Поневежский, не стали изобретать совершенно уникальную практику, они приспособили имеющийся заграничный опыт к российским условиям. Также в защиту законопроекта от нападок можно сказать то, что «скидки» на штрафы распространяются только на первичные нарушения. То есть если водитель попадется на том же нарушении правил дорожного движения во второй раз, то права на 50 процентную скидку он уже не получит, ему придется уплачивать полную стоимость положенного штрафа.

Читайте также: Какой штраф предусмотрен за тонировку передних стекол

Интересно, что во втором чтении, скорее всего, будет исправлен допущенный законодателями казус. Как помните, минимальная сумма штрафа после получения 50 процентной скидки должна составить сто рублей. Однако минимальный размер штрафа в России за нарушение правил дорожного движения составляет пять сотен рублей, таким образом, минимальная сумма платежа не может опуститься ниже 250 рублей. Скорее всего, наименьший размер платежа просто поднимут до 250 рублей с нынешних ста.

Но самое важное в законе, конечно же, это то, что право на 50-процентную скидку получают только водители, в первый раз попавшие под нарушение. Это обстоятельство делает неконструктивной практически всю критику, завязанную на утверждении, что новый закон потворствует преступникам. Как видно, рецидивисты никоим образом не смогут воспользоваться нововведениями в свою пользу.

Реальные проблемы реализации закона

Серьезной проблемой для успешной реализации законопроекта является неудовлетворительная работа бюрократического аппарата ГИБДД в России. Так, даже если водитель вовремя оплатит штраф через Интернет, с помощью онлайн-сервиса, по номеру банковской карты (кстати, при такой оплате ее можно осуществить без комиссии), этого может оказаться недостаточно для того, чтобы успеть оплатить штраф за первые десять дней. Хотя дата оплаты штрафа и будет зафиксирована вовремя, но ГИБДД может несвоевременно уведомить нарушителя о присуждении штрафа. В таком случае последний может опоздать со сроками оплаты. Поэтому необходимо всегда требовать предоставления квитанции об оплате с указанным временем ее выдачи. Таким образом, вы сможете оградиться от нерасторопности работников ГИБДД.

Постановление уже вступило в силу, несмотря на то, что поступило на рассмотрение только в этом году. Так что уже в 2015 году водители смогут сэкономить на выплате штрафов, если допустили правонарушение в первый раз.