Чем руководствуются предприниматели, желающие начать свое дело в сфере торговли продуктами? В большинстве случаев на данный вопрос можно услышать одинаковый ответ: «Все хотят есть!» И они правы. Как бы сильно по кошельку ни било повышение цен, но желудку этого не пояснишь, кушать хочется всегда.
Однако такой узкий подход к бизнес-проекту является несколько поверхностным, ведь как пойдет дело, зависит от множества основополагающих факторов, не последнюю роль здесь играет правильное планирование, в чем поможет подробно составленный бизнес-план.
Основные составляющие успешного бизнеса
До того как вложиться в магазин, следует хорошо обдумать следующие вопросы:
- Размер помещения. Это может быть супермаркет, небольшая, но круглосуточная точка, предполагающая самообслуживание или без него.
- Определение местонахождения и оценка конкурентов, находящихся рядом. Оцените потенциальных покупателей, определите окружающие магазин объекты, к примеру, школы, зоны отдыха, жилой массив. Именно правильная оценка этих объектов позволит понять, какой товар может пользоваться повышенным спросом.
- После проведенного анализа рынка подумайте о товарах, которые реально предложить клиентам в дополнение к основным.
- Бизнес-план дает возможность определиться, сколько денег требуется на открытие продуктового магазина и первый период времени, пока точка окончательно «не раскрутится». Отдельные товары желательно распространить повсеместно, для этого наймите мерчендайзера.
- Рекламная деятельность. Чтобы о вас узнали, необходимо выпустить рекламные проспекты, бюллетени и расклеить цветные объявления у подъездов близлежащих многоэтажек. Привлечь внимание – вот ваша основная цель.
- Приведение в порядок уже имеющегося в наличии здания и помещения или строительство нового, в соответствии с вашей личной задумкой или идеями нанятого архитектора. Не забудьте предусмотреть отдельную комнату для холодильного оборудования, а также подсобные помещения для хранения овощей и заготовок.
- Рабочий персонал. Беря на работу продавцов, интересуйтесь не только опытом работы, но и рекомендациями с прежних мест работы. В последнее время наметилась тенденция, когда опытный персонал не желает развиваться и попросту отсиживает рабочий день с недовольным лицом. Поэтому обращайте внимание на мимику реализатора и его настроение! Не обладая обаянием и не имея коммуникативных навыков, много не продашь, тем более если речь идет о постоянных клиентах.
Преимущества продуктового магазина
Конечно, главными конкурентами для простенького продуктового магазинчика являются большие роскошные супермаркеты, завлекающие обширным предложением и самообслуживанием. Однако в час пик в супермаркетах часто образуются длинные очереди, люди берут сразу большое количество товара, а значит, на их обслуживание уходит тоже немало времени.
Те, у кого его не так много, а нужно купить всего одну вещь, как раз предпочитают захаживать в уютные продуктовые магазины, расположенные, как правило, по дороге с работы домой.
Такие магазины выигрышно смотрятся в небольших городах, на поселках, расположенных в черте города. Большинство современных бизнесменов решает не выстраивать здания, а покупать (или арендовать) уже готовые, делать там небольшой косметический ремонт, начинать завозить оборудование, а потом и товар.
Как найти своих покупателей и удержать их
Постоянные клиенты продовольственного магазина делятся на следующие категории:
- люди, желающие тотчас использовать покупку;
- потребители, покупающие основные товары в супермаркетах и регулярно захаживающие в продуктовую точку за свежим молоком или хлебом;
- те, кто не заморачивается в выборе продуктов, руководствуясь правилом «чем ближе магазин – тем лучше»; они выходят из дома в домашних тапочках и халате, на скорую руку приобретают необходимое и так же быстро исчезают из горизонта;
- чрезвычайно занятые работой люди;
- пенсионеры, для которых важно не только качество товара, но и сам процесс, возможность наладить контакт и пообщаться с продавцом;
- те, кто не имеет в собственности транспортного средства, лишенные возможности быстро добраться до супермаркета.
Чтобы эти категории населения заходили к вам, в первую очередь следует провести шумное открытие точки. Пусть это будет событие для отдельного района города, о котором будут знать все его жители. Украсьте вход воздушными шарами, пригласите для детей клоуна, включите веселую праздничную музыку. Хорошо привлекают клиентов розыгрыши крупных призов.
Читайте также: Как в маленьком городе открыть магазин одежды
Дисконтные скидки – неотъемлемая составляющая обеспечения нужной численности постоянных потребителей. Выделите пару дней в месяц, когда отдельные товары будут продаваться по хорошей скидке – минус 10% от первоначальной стоимости.
Определяемся с ассортиментом
После того как вы сориентировались относительно покупателей, можно переходить к следующему этапу – определению цен на товары и оценке предлагаемого ассортимента. Здесь важно уметь смотреть на перспективу, делать прогнозы оборотов, а также заниматься изучением активности продаж на категории того продукта, которого у вас еще нет в наличии, но который уже имеется у ваших конкурентов.
Посмотрев на чеки, к примеру, на сумму 250 рублей, легко можно понять, что необходимо населению в первую очередь. Соответственно, именно этот товар будет раскупаться намного быстрее, а значит и завозить его нужно в большем количестве. Каждый продуктовый магазин должен иметь свой основной продукт, который обладает исключительной свежестью, натуральностью и гарантированным качеством. Не помешает обзавестись и редким товаром, пусть в ограниченных количествах, но таким, которого не встретишь у конкурентов по соседству.
Не повторяйте ассортимент других магазинов – если рядом продают мясные изделия, завезите больше рыбы разных сортов и стоимости. Хорошим спросом пользуется свежая выпечка, не лишне предлагать услуги нарезки колбасы и сыра твердых сортов.
Необходимое оборудование
Трудно представить себе продовольственный магазин без холодильного оборудования надлежащего качества. Что нужно для того чтобы закупить достаточное количество холодильников? Снова – уметь считать и планировать.
Прикиньте, сколько клиентов будет посещать торговую точку ежедневно. Элитный район гарантирует не больше 50 клиентов, однако каждый из них наверняка оставит весомую денежную сумму из своего кошелька. В деревне или небольшом спальном районе магазин может обслуживать гораздо больше посетителей, однако все они будут заходить, как правило, за хлебом, колечком дешевой колбасы и маслом.
Проведя соответствующие исследования, ученые обнаружили, что почти каждого человека раздражает очередь из более 3 человек. Некоторые, войдя в магазин и увидев такую картину, могут попросту развернуться и уйти.
С чего начать борьбу с очередями? Если ваш магазин становится популярным, подумайте о самообслуживании клиентов.
В совокупности оборудование в минимаркетах характеризуется тремя основными группами:
- Кассовое.
- Морозильно-холодильное.
- Шкафы, полки, стенды и стеллажи.
Легализация бизнеса
Наконец вы составили бизнес-план и можете приступать к регистрации своего дела. Если вы собираетесь реализовывать только продукты питания, вам необходимо зарегистрировать ИП. Дополнительная продажа алкоголя и сигарет потребует формы предприятия под названием ООО.
Открытие продовольственного магазина требует от владельца получения определенных разрешений.
Вам понадобится представить такие документы:
- соглашение об аренде здания;
- санитарный паспорт и заключение от эпидемиологической службы об отсутствии нарушений;
- санитарные книжки всех членов трудового коллектива;
- свидетельство рабочих мест согласно Санитарным нормам и указаниям;
- соглашение о вывозе мусора;
- разрешение на реализацию спиртных напитков;
- вердикт службы противопожарной безопасности;
- официальные бумаги относительного кассового обслуживания;
- введение магазина в реестр торговли населенного пункта;
- книга жалоб и предложений.
Напоследок стоит отметить, что те, кто желает задержаться на плаву, развиваться и получать большие доходы, обязаны просчитать абсолютно все тонкости и нюансы – начиная от качественного пиара, заканчивая умелыми вежливыми продавцами, которые буквально «горят» на рабочем месте.