Найти тему
Музыка и Жизнь

Jethro Tull. Тупой, как пробка

К концу шестидесятых годов рок-музыка посерьёзнела и потяжелела. Конец эры хиппи был ознаменован большим количеством групп, исполняющих так называемый психоделический рок. Характерные признаки - новые музыкальные инструменты, мистические тексты, продолжительные сольные партии, использование разных акустических эффектов, нестандартные гармонии, использование световых инсталляций на сцене и т.д. Даже команды, играющие прежде музыку традиционного формата не избежали такого влияния - и Beatles, и Animals, и Rolling Stones. Появились Greatful Dead, Doors, Velvet Undegraund, King Crimson, Van Der Graaf Generator, Yes и Pink Floyd, наконец. Композиции стали сложнее, многочастнее и длиннее, альбомы концептуальнее. Рождался прогрессивный рок, как отдельное направление

Это не устраивало Яна Андерсона из британской группы Jethro Tull (об этих талантах я уже писал статью по ссылкам). Корни его музыки лежали в народном творчестве, талантливо скрещенном с рок-н-роллом, ведущим инструментом была боковая флейта под тяжёлый хард-рок - что в общем-то само по себе было психоделично, но не входило в музыкальную картину Андерсона. Устав от огромного количества появившихся якобы психоделических групп, заполнивших эфир сложной, но не всегда привлекательной музыкой, он однажды сказал - "Да подумаешь сложности, мы за три дня запишем альбом, который будут называть психоделическим"

Ян Андерсон был человек весёлый и просто так сочинять музыку в другой традиции ему было скучно. Группа издала двенадцатистраничную фальшивую газету, в передовице которой рассказала историю вымышленного провинциального мальчика восьми лет от роду. Якобы этот мальчик написал гениальную поэму "Thick as a Brick" (смысловой перевод - Тупой, как пробка), участвовал в литературном конкурсе и был дисквалифицирован. Но группа как-будто так вдохновлена этой поэзией, что напишет к ней музыку. Всё это было враньё от начала до конца, всю лирику написал сам Андерсон. Остаток газеты забили жёлтыми новостями, объявлениями и кроссвордами и в таком виде выпустили в свет

-2

Одновременно действительно за несколько дней в студии записали саундтрек, которому суждено было стать новаторской вершиной и войти в список 500 лучших альбомов на седьмое место. Альбом получился уникальный

Во-первых, на альбоме была одна непрерывная композиция длинной 44 минуты 50 секунд при существующем формате пластинки в 45 минут. Композиция была просто разбита на две части по сторонам пластинки, конец первой был началом второй. На тот момент это была самая длинная композиция в рок-музыке, хотя психоделические группы и упражнялись в продолжительности, Андерсон довёл ситуацию до абсурда

Во-вторых, вся композиция построена по структуре классической симфонии, несмотря на джазовые и фольклорные фрагменты

В-третьих, впечатляет список инструментов, которые участвовали в записи помимо традиционных гитар, флейты и синтезатора - клавесин, цимбалы, лютня, ксилофон, тимпан, скрипка, виолончель и духовые

Ну и наконец о самой музыке. Пластинка начинается и заканчивается пением под акустическую гитару на один и тот же мотив, композиция зациклена. Уже на четвёртой минуте акустика переходит в мощнейший хард рок, с чрезвычайно плотным звуком. Гитарные риффы следуют непрерывно, запоминающих мелодий можно насчитать с пару десятков. Темп, конечно меняется, ритмический рисунок тоже. Ударные участки чередуются со спокойными, звук тоже варьируется от крещендо, до тихих лиричных участков. Гитарные соло Мартина Барра чередуются с соло на флейте Андерсона - непременной фишкой Джетро Талл. Бывает, что оба гармонично соседствуют в одном проигрыше. Вокалом Андерсон играет, как хочет - у него вообще характерный вокал.

В итоге пластинка взорвала музыкальный мир и взлетела на первое место хит-парада в 1972 году. Группа весь год гастролировала, исполняя расширенную версию композиции длиной 70 минут - то есть играли вообще непрерывно.

В 2012 году пластинке исполнилось 40 лет и Джетро Талл давал концертный тур в честь юбилея, исполняли целиком Thick As a Brick с добавкой после ещё нескольких композиций. выходили и на бис. Я был на юбилейном концерте в Москве, получил огромное удовольствие и подивился физической форме Андерсона, который скакал полтора часа на сцене без перерыва, как молодой, хотя на тот момент ему было уже 65 лет. Не стареют душой ветераны, как говорится. Зажгёт ещё и на пятидесятилетний юбилей альбома, уж недолго осталось.