Образ героя-простака, который третьим идёт пытать удачу и оказывается победителем, встречается в сказках многих народов. Попробуем проследить, так ли глуп и прост наш персонаж на самом деле.
Иван-дурак — один из наиболее распространенных героев русских, украинских и белорусских сказок. Чаще всего имеет низкое социальное происхождение: это сын крестьянина, стариков или вдовы. Если это царский сын, то всё равно он третий, младший, дурень.
Бедность его заключается не столько в деньгах, сколько в уме. Он глупец (или таковым его считает большинство) и бездельник, большую часть времени проводящий на печи. Деятельность его начинается только тогда, когда с заданием не справляются старшие братья: они либо сами просят себя заменить, либо уходят и не возвращаются. И в итоге именно он, зачастую благодаря своей «неосведомленности», добывает молодильные яблоки, ловит Жар-Птицу или получает невесту и полцарства (а то и всё) в придачу.
В. И. Иванов и В. Н. Топоров считают, что поведение Дурака берет начало не в здравомыслии и рациональности. Оно основано на решениях, которые часто идут вопреки здравому смыслу. Но в итоге именно они приносят успех. Не опираясь на разум, персонаж как бы указывает на его границы и действует, учитывая значительно больший горизонт «закономерностей» мира, которые не зависят от человека. В «Сказке о том, кто страху ходил учиться», записанной братьями Гримм, младший и бестолковый (совпадение?) сын, желая наконец-то испугаться, проводит в проклятом королевском замке три ночи. Он видит ужасных существ и ни капли не боится, да еще и получает в жены королевскую дочь. Это происходит потому, что он из-за своей «глупости», незнания, отрицания норм социума, не знает, что ему вообще нужно бояться. Профанация стандартов поведения наводит на мысль о том, что исконная социальная функция Дурака — это функция трикстера.
Тут нельзя не обратиться к самому известному трикстеру — Локи. Отрицая нормы поведения и морали, на пиру он в открытую высмеивает и унижает богов. Будучи первопричиной многих проблем обитателей Асгарда, он же их и разрешает, прибегая к трюкам и уловкам. Так и сказочный дурак, будучи на самом деле хитрецом, загадывает и разгадывает загадки. В сказке «Царевна, разрешающая загадки» Иван предлагает девушке две загадки, которые она решить не может, поэтому пытается подкупить того деньгами. В качестве третьего вопроса для царевны плут использует «загадку о загадке» : «как царевна не умела отгадывать те загадки и посылала к нему горнишну подкупать на деньги» . Отгадка сулит девушке позор, поэтому она отвечает «Не знаю».
По Ж. Дюмезилю, Дурак воплощает магико-юридическую функцию, связанную не только с делом, сколько со словом, со жреческими обязанностями. Именно жрец загадывает загадки во время ежегодных празднований и обрядов инициации. Иван-Дурак умеет играть на музыкальном инструменте и зачаровывать других. Этими же способностями обладает шаман. Стоит отметить, что жрецы, шаманы, волхвы неразрывно связаны с таким образом, как Мировое Древо. Тут можно указать на концовку сказки, где Иван-Дурак добыл «свинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и ветку с золотой сосны, что растет за тридевять земель, а ветки на ней серебряные, и на тех ветках сидят птицы райские, поют песни царские; да подле сосны стоят два колодца с живою водою и мертвою». Иногда в связи с деревом выступает еще один характерный мотив: в его ветвях Иван Дурак пасет своего коня. И опять же обратимся к скандинавским мифам: Один ради получения знаний провисел на Мировом Дереве Иггдрасиле (конь Игга, т. е. конь Одина). Кстати, у шаманов бубен ассоциируется и предстает в образе лошади, на которой тот совершает путешествия во время камланий.
С. З. Агранович отмечает, что вертикальная топография печи уподобляет ее Мировому Дереву. Дымовая труба — это верхний небесный мир. Топка, хайло, средняя часть это мир земной, человеческий, упорядоченный космос. В подпечье (под печкой), вход туда оформлялся также как древние могилы находится мир мёртвых. Как тут не вспомнить Емелю, отчаянно не желавшего расставаться с печью и бодро скакавшему на ней по улицам.
Где грань между мудростью и глупостью, хитростью и простотой? Профанируя святыни, отрицая устои социума, наш герой оказывается за его пределами. А значит, относится к хаотичной, хтонической, тайной части мира. Чтобы повергнуть противника, нужно обладать его чертами. Поэтому Дурак и побеждает хаос при помощи его же оружия. Так глупец ли лежебока Емеля, сидящий на печи, или жрец/шаман, камлающий в бубен и шепчущий неразборчивые вопросы во время ритуалов и обрядов?
Автор: Dance Macabre
Наш канал в Телеграме: Мифология @mifologiya
Источники:
Трансформация образа трикстера в современной культуре
Конспекты лекций С.З. Агранович