Как часто мы это наблюдаем и даже грешим сами, называя некоторые вещи никому не понятными словами. Их понимаете только вы и ваш ребенок. Создавать свой собственный язык исключительно для общения вас двоих – это потребность, или баловство? Это, вообще, нормально? И как долго потом переводить ребенка на общепринятые термины, чтобы он понимал других собеседников? И легко ли ему будет?
Существует ли мамо-детский язык?
Да, есть такой. Причем в каждой семье свой, уникальный. И сразу рубить с плеча, утверждая, что он вредит развитию малыша или делает его маму смешной в глазах окружающих, мы не будем. Поскольку это совсем не смешно: малыш лепечет, а мама отвечает ему в той же тональности. Они разговаривают, они понимают друг друга.
Но это нормально до поры, до времени.
Естественными «басики-балясики» выглядят у мам с малышами до двух с половиной лет. Если они продолжаются и дальше (до пяти-шести-семи лет), то это уже за рамками нормы и гранью понимания со стороны.
Детсадовские диалоги
Если ваш малыш посещает ясельную группу, то там он как-то общается со сверстниками. И как-то они друг друга понимают. И вот дома он выдает вам новое словечко, не из вашего с ним лексикона – из детсадовского. И какое-то время вы пытаетесь понять, что он имеет в виду. А когда понимаете, он «приносит» еще одно новое слово, и еще.
И теперь маме нужно учить «балясики» из других семей – а они там тоже уникальные и непонятные.
Что посоветовать в этом случае? Кроме, как приспосабливаться к языку ребенка и понимать его на интуитивном уровне – ничего. Ну, разве попросить показать пальчиком, что он хочет.
Когда и как это заканчивать?
Ответственные мамочки параллельно с сюсюканьем развивают правильную речь своих детей. Алгоритм такой: по мере взросления ребенка «балясиков» на 20/30/50/70 процентов меньше, грамотных слов – больше.
Чтение книг, изучение стишков, игра в «как это называется» – простые, но очень эффективные методы изучения ребенком правильного литературного языка.
А свой «тайный» язык… куда девать его? В принципе, несколько самых ярких слов можно оставить в качестве воспоминания о счастливом младенчестве. Но использовать «балясики» в разговоре с ребенком старше трех лет психологи не рекомендуют. Это будет мешать его развитию, это может вызвать насмешки ровесников. Это может способствовать его «застреванию» в детстве очень надолго и развитию эгоизма и избалованности.
Вы ведь не хотите, чтобы ваш трехлетний малыш вел себя, как годовалый? А в семь лет, как трехлетний?