Найти тему
хроники ювелира букв

Как правильно держать перо для каллиграфии

⚜️ Сегодня расскажу о том, как работает перо и о правильном положении пера относительно листа. Мы сейчас говорим только об острых перьях.

⚜️ Перо должно быть между средним и большим пальцами, сверху его придерживает указательный палец, не зажимает, не давит, а именно придерживает. Для меня это положение такое же, как когда держу ручку. Рука опирается на мизинец и безымянный, но не сильно, так, чтобы можно было свободно перемещать руку.

Схема 1
Схема 1

⚜️ Перо даёт хорошую и ровную утолщенную линию, когда его зубчики раскрываются равномерно (отодвигаются друг от друга). Отсюда и основной принцип постановки пера относительно листа. У нас чаще всего утолщенные линии параллельны вертикальным наклонным линиям линовки. То есть, чтобы они получались ровными и изящными, перо должно быть направлено параллельно этим линиям. Если вам нужно, к примеру, провести утолщенную линию вдоль горизонтальной или по диагонали, разворачиваем лист или руку так, чтобы перо было параллельно линии, вдоль которой будет идти ваша линия с нажимом.

Схема 2
Схема 2

⚜️ Перо не должно стоять перпендикулярно листу и упираться в него кончиком. Иначе оно просто не раскроется, будет цепляться за бумагу. Примерный угол наклона проиллюстрирован на схеме 1.

-

⚜️ Далее о положении листа. Те, кто пишут правой рукой, поворачивают лист против часовой стрелки и корректируют угол поворота так, чтобы было удобно поставить перо параллельно наклонным вертикальным линиям.

Схема 3
Схема 3

⚜️ Понимая базовый принцип работы пера, вы сами скорректируете положение руки и угол наклона листа бумаги. Главное, чтобы рука чувствовала себя свободно и удобно.

Схема 4
Схема 4

⚜️ Теперь чуть подробнее остановлюсь на письме левой рукой. Я правша, поэтому все, что я пишу, изучено теоретически. Очень хороший материал вы можете найти на ютубе — известный каллиграф Джон ДеКоллибус (John DeCollibus), левша, у него есть видео, где он рассказывает, как пишет и какими инструментами. Да и в целом интересно посмотреть, как работает мастер.

⚜️ Руководствуемся так же принципами работы пера. Для левшей бывают специальные держатели, у них фланец направлен в противоположную сторону. Если у вас есть держатель для пера speedball (пластиковый косой, о нм я писала в статье про инструменты), то он работает и для правшей и для левшей, так как имеет круглый универсальный фланец и позволяет переставить перо в обе стороны. Можно поэкспериментировать с ним.

Схема 5
Схема 5

⚜️ Держатель для левшей. С ним лист бумаги, как и у правшей, повернут против часовой стрелки. Далее ставим перо параллельно линиям. Джон ДеКоллибус говорит, что это наименее удобный способ письма, так как рука, двигаясь во время письма, может размазать уже написанное.

⚜️ Прямой держатель. Лист бумаги развернут по часовой стрелке. Находим удобный угол и положение руки с правильным направлением пера. Перо нужно держать ЧУТЬ выше (дальше от самого пера, чтобы было пространство для манёвра и хорошо видно написанное.

Схема 6
Схема 6

⚜️ Обычный косой держатель для правшей. С ним, как я понимаю, все очень хорошо и удобно, если развернуть лист по часовой стрелке. При этом Джон ДеКоллибус говорит, что он поворачивает примерно на 45 градусов, когда пишет заглавные и завитки и почти на 90 градусов, когда пишет строчные, фактически строчные он пишет по направлению к себе, перпендикулярно (финальный слайд).

Схема 7
Схема 7
Схема 8
Схема 8

⚜️ Друзья, кто пишет левой рукой, поэкспериментируйте и расскажите, пожалуйста, какое положение и какой инструмент вам покажется удобнее. Мне это очень интересно, а сама проверить не могу.))

⚜️ Статья была вам полезна? Подписывайтесь на мой блог, чтобы не пропустить появление новых статей о каллиграфии.