Найти тему

8 картин русских художников о старообрядчестве

Оглавление

Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают известнейших художников Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Однако, кроме них, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах образы Старой Веры. Предлагаем некоторые из них.

1. В. И. Суриков: «Боярыня Морозова»

В. И. Суриков (1848–1916 гг.), «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг.
В. И. Суриков (1848–1916 гг.), «Боярыня Морозова», 1884–1887 гг.

Интерес Василия Сурикова к теме старообрядчества связывают с его детством, которое он провел в Сибири, где было много старообрядцев, и где широкое распространение получили рукописные Жития старообрядческих мучеников, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С «Повестью» художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.

Смотрите 10 фактов о картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»

2. С. Д. Милорадович: «Черный собор...»

-2

В 1885 году Сергей Милорадович написал картину «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», которая посвящена расколу Церкви.

3. С. Д. Милорадович: Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь

С. Д. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири
С. Д. Милорадович. Путешествие Аввакума по Сибири

Одна из наиболее известных картин С.Д.Милорадовича (1851–1943 гг.) посвящена выдающемуся деятелю старообрядчества — священномученику и исповеднику протопопу Аввакуму. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» — ссылка в Сибирь.
См.
Анастасия Марковна: О супруге протопопа Аввакума

4. П. Е. Мясоедов: «Сожжение протопопа Аввакума»

П. Е. Мясоедов (1867–1913 гг.), «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г.
П. Е. Мясоедов (1867–1913 гг.), «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 г.

Страшную казнь изобразил художник. После многих лет жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо в г. Пустозерске.

5. М. В. Нестеров: «Великий постриг»

М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Великий постриг», 1898 г.
М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Великий постриг», 1898 г.

Картина написана в период увлечения Нестерова романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь.

6. М. В. Нестеров: «Пустынник»

М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник», 1888–1889 гг.
М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Пустынник», 1888–1889 гг.

Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Тень монаха-старца прямо перед ним — значит, солнце светит за его спиной. Он такой же, как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь.

7. С. Г. Серов: «Возвращение»

С. Г. Серов (род. в 1948 г.), «Возвращение»
С. Г. Серов (род. в 1948 г.), «Возвращение»

Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобном Серапионе Черемшанском, который совершил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Московский и всея Руси Корнилий 20 июня 2008 г.

8. М. В. Нестеров: «Святая Русь»

М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Святая Русь», 1905 г.
М. В. Нестеров (1862–1942 гг.), «Святая Русь», 1905 г.

В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николой, Сергием и Георгием. Это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.

Источник: ruvera.ru

Ставьте "Лайк" этой записи и подписывайтесь на канал, чтобы читать новые выпуски.