Обычно когда говорят о полотнах, посвященных старообрядцам, вспоминают известнейших художников Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Однако, кроме них, были и другие живописцы, запечатлевшие на своих полотнах образы Старой Веры. Предлагаем некоторые из них.
1. В. И. Суриков: «Боярыня Морозова»
Интерес Василия Сурикова к теме старообрядчества связывают с его детством, которое он провел в Сибири, где было много старообрядцев, и где широкое распространение получили рукописные Жития старообрядческих мучеников, включая «Повесть о боярыне Морозовой». С «Повестью» художника познакомила его крестная Ольга Матвеевна Дурандина, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище.
Смотрите 10 фактов о картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»
2. С. Д. Милорадович: «Черный собор...»
В 1885 году Сергей Милорадович написал картину «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», которая посвящена расколу Церкви.
3. С. Д. Милорадович: Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь
Одна из наиболее известных картин С.Д.Милорадовича (1851–1943 гг.) посвящена выдающемуся деятелю старообрядчества — священномученику и исповеднику протопопу Аввакуму. На полотне изображена одна из сцен «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного» — ссылка в Сибирь.
См. Анастасия Марковна: О супруге протопопа Аввакума
4. П. Е. Мясоедов: «Сожжение протопопа Аввакума»
Страшную казнь изобразил художник. После многих лет жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорен к сожжению на костре заживо в г. Пустозерске.
5. М. В. Нестеров: «Великий постриг»
Картина написана в период увлечения Нестерова романами П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Идея серии заключалась не столько в иллюстрировании литературного произведения, сколько в постижении человеческой судьбы, женской доли. Трагическая любовь и не нашедшие сочувствия порывы мечтательной души героини становятся причиной ее ухода в монастырь.
6. М. В. Нестеров: «Пустынник»
Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Тень монаха-старца прямо перед ним — значит, солнце светит за его спиной. Он такой же, как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь.
7. С. Г. Серов: «Возвращение»
Картина изображает молебен при освящении поклонного Креста на месте бывших Черемшанских монастырей в память о преподобном Серапионе Черемшанском, который совершил предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Московский и всея Руси Корнилий 20 июня 2008 г.
8. М. В. Нестеров: «Святая Русь»
В основе сюжета лежат евангельские слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы». Все происходит на фоне зимнего пейзажа, навеянного природой Соловецких островов, где художник писал этюды для картины. Богомольцы, пришедшие ко Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николой, Сергием и Георгием. Это любимые нестеровские герои — странники, монахи, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц, отобранных Нестеровым на Соловках или в Хотькове. Две пожилые женщины на правом плане, поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.
Источник: ruvera.ru
Ставьте "Лайк" этой записи и подписывайтесь на канал, чтобы читать новые выпуски.